Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

382 Глава 7 приводило к таким болезням, как цинга. Приготовлением еды занимались либо сами промышленники, либо младшие члены артели —зуйки. Проблема питания промышленников мурманского и новоземельского промыслов включает следующие вопросы: подготовка и доставка продуктов на становища, технология приготовления пищи, рацион питания промыш­ ленников. Доставка продуктов на промысел осуществлялась морским ходом на ло- дьях, отправлявшихся монастырями на Мурманский берег в конце весны — начале лета. Порядок доставки был общим для всех участников промысла: большая часть продуктов поступала на становища промышленникам, мень­ шая перевозилась в Колу, где оставлялась до следующего промыслового се­ зона. Таким образом, в задачу хозяев промысла входило не только обеспечить продовольствием промышлявшую артель, но и оставить запас на будущее. Для перевозки продуктов монастыри использовали не только свои суда, но и суда компаньонов. Так, Николо-Корельский монастырь в 1691-1692 гг. использовал лодью холмогорца Ивана Рюмина124. Во второй четверти XV III в. доставка продуктов усложнилась. На становище Шубино продук­ ты завозились на яхте. Другое монастырское судно — гукор — доставляло в Колу продовольствие военному гарнизону и запасы для промышленников к весеннему приходу. Завоз продуктов на становища осуществлялся с таким расчетом, чтобы по окончании промысла остались запасы для следующего сезона. Этих запа­ сов должно было хватить на один-два месяца, пока не придет монастырское судно с основной партией продовольствия. В отличие от мурманского промысла, с которым в течение сезона поддер­ живалась связь, на Новую Землю отвозили сразу весь запас продуктов для обеспечения артели. Ассортимент продуктов, поставлявшихся на мурманский промысел, для духовных организаций был общим: несколько видов муки (ржаная, житная и ячная), крупы (ячная, овсяная, запарная), солод, толокно, рыба (треска, палтус, семга), сливочное масло125. В документах редко упоминаются по­ ставки говяжьего сала, гороха126. Основную часть поставок составляли мука и крупы. Поставки продовольствия на Новую Землю прослеживаются по хозяйст­ венным документам Николо-Корельского монастыря конца XVII —начала XV III в. Наряду с ржаной мукой и крупами, на кочах отправлялся печеный хлеб, рыба (треска и семга), сливочное масло127. 124 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 400. Л. 13 об., 42; Д. 914. Л. 10 об., 39. 125 Там же. Д. 762. Л. 14 об.; Д. 788а. Л. 10 об.; Д. 809. Л. 15; Д. 877. Л. 15; Д. 893. Л. 5 об.; Д. 951. Л. 46; Д. 1054. Л. 33; Оп. 2. Д. 58. Л. 4 об., 14 об., 25; Д. 127. Л. 35; и др. 126 Там же. Оп. 1. Д. 762. Л. 14 об.; Д. 788. Л. 11; Д. 788а. Л. 10 об.; ОР РНБ. Ф. 1283. № 26. Л. 18 об. —19; РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 500. Л. 27, 35 об. 127 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 1054. Л. 32 об.; Д. 1152. Л. 2 об.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz