Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
376 Глава 7 видимо, ранее они давались в устной форме. Каким видели труд промышлен ников монастырские власти? Общим лейтмотивом наставлений выступает «радетелный» и «безленосный» труд84, заключавшийся не только в добыче рыбы, но и в выполнении различных обязанностей на становище85. Развернутый перечень обязанностей промышленников содержат ин струкции приказчикам мурманского промысла Соловецкого монастыря. Так, в хорошую погоду промышленники должны были выходить в откры тое море («голомя»), а в плохую промышлять рыбу ярусом и удой у берега86. В некоторых случаях инструкции даже устанавливали количество выходов в открытое море —три-четыре раза в неделю87. Во время отлива («куйпоги») все члены артели, включая кормщиков, должны были выходить на копание морского червя88. После окончания основного промысла артель должна была еще неделю удить рыбу у берега, чтобы монастырская лодья не ушла недог- 89 руженной . Помимо добычи и разделки рыбы, промышленники занимались разгруз кой и погрузкой монастырских лодий, чинили постройки стана90. В 1754 г. по монастырскому приказу, данному поверенному солдату А. Колоткову, на становище Кильдин должны были возвести часовню. Для работ по ее строительству следовало «требовать монастырских покручеников», но толь- 91 ко в «падорливые ветрянные дни» , не отвлекая их от основных занятий на промысле. Промышленники не должны были использовать промысел для своих вы год. Так, покрученикам Соловецкого монастыря запрещалось использовать казенные материалы для изготовления деревянной посуды, предназначен ной для хранения рыбьего сала. В случае обнаружения сало вместе с тарой изымалось в казну без компенсации92. Мотивировало промышленников к добросовестному труду религиозное мировоззрение. На промысле кормщики и покрученики должны были вес ти себя «по христианской совести», во имя «святой обители», уповая на ми лость «всемогущего Господа Бога»93. Общим местом в доношениях пове 84 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 2304. Л. 1-2; Оп. 2. Д. 342. Л. 3; РГАДА. Ф. 1195. Оп. 4. Д. 240. Л. 16 об.; Д. 358. Л. 11 об. —12. 85 «...И что в промышленом стану понадобитца какая пристройка внов делать, и старое понавлять...». См.: ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 2304. Л. 2. 86 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. Д. 703. Л. 62-62 об.; Д. 1965. Л. 5; Оп. 5. Д. 3015. Л. 9 об. — 10; Д. 3144. Л. 40-40 об.; Д. 5380. Л. 408 об. 87 Там же. Оп. 5. Д. 4023. Л. 11. 88 Там же. Д. 3144. Л. 46; Д. 5380. Л. 408 об.; Д. 5490. Л. 226. 89 Там же. Оп. 2. Д. 703. Л. 62; Оп. 5. Д. 3015. Л. 10-10 об. 90 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 2304. Л. 1-2; РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. Д. 703. Л. 62-63 об.; Д. 1965. Л. 5, 6; Оп. 5. Д. 3015. Л. 10, 12; Д. 3144. Л. 46; Д. 4028. Л. 6 об. 91РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 3012. Л. 2 об. 92 Там же. Оп. 2. Д. 703. Л. 64 об. 93 РГАДА. Ф. 1195. Оп. 4. Д. 358. Л. 11 об.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz