Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

376 Глава 7 видимо, ранее они давались в устной форме. Каким видели труд промышлен­ ников монастырские власти? Общим лейтмотивом наставлений выступает «радетелный» и «безленосный» труд84, заключавшийся не только в добыче рыбы, но и в выполнении различных обязанностей на становище85. Развернутый перечень обязанностей промышленников содержат ин­ струкции приказчикам мурманского промысла Соловецкого монастыря. Так, в хорошую погоду промышленники должны были выходить в откры­ тое море («голомя»), а в плохую промышлять рыбу ярусом и удой у берега86. В некоторых случаях инструкции даже устанавливали количество выходов в открытое море —три-четыре раза в неделю87. Во время отлива («куйпоги») все члены артели, включая кормщиков, должны были выходить на копание морского червя88. После окончания основного промысла артель должна была еще неделю удить рыбу у берега, чтобы монастырская лодья не ушла недог- 89 руженной . Помимо добычи и разделки рыбы, промышленники занимались разгруз­ кой и погрузкой монастырских лодий, чинили постройки стана90. В 1754 г. по монастырскому приказу, данному поверенному солдату А. Колоткову, на становище Кильдин должны были возвести часовню. Для работ по ее строительству следовало «требовать монастырских покручеников», но толь- 91 ко в «падорливые ветрянные дни» , не отвлекая их от основных занятий на промысле. Промышленники не должны были использовать промысел для своих вы­ год. Так, покрученикам Соловецкого монастыря запрещалось использовать казенные материалы для изготовления деревянной посуды, предназначен­ ной для хранения рыбьего сала. В случае обнаружения сало вместе с тарой изымалось в казну без компенсации92. Мотивировало промышленников к добросовестному труду религиозное мировоззрение. На промысле кормщики и покрученики должны были вес­ ти себя «по христианской совести», во имя «святой обители», уповая на ми­ лость «всемогущего Господа Бога»93. Общим местом в доношениях пове­ 84 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 2304. Л. 1-2; Оп. 2. Д. 342. Л. 3; РГАДА. Ф. 1195. Оп. 4. Д. 240. Л. 16 об.; Д. 358. Л. 11 об. —12. 85 «...И что в промышленом стану понадобитца какая пристройка внов делать, и старое понавлять...». См.: ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 2304. Л. 2. 86 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. Д. 703. Л. 62-62 об.; Д. 1965. Л. 5; Оп. 5. Д. 3015. Л. 9 об. — 10; Д. 3144. Л. 40-40 об.; Д. 5380. Л. 408 об. 87 Там же. Оп. 5. Д. 4023. Л. 11. 88 Там же. Д. 3144. Л. 46; Д. 5380. Л. 408 об.; Д. 5490. Л. 226. 89 Там же. Оп. 2. Д. 703. Л. 62; Оп. 5. Д. 3015. Л. 10-10 об. 90 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 2304. Л. 1-2; РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. Д. 703. Л. 62-63 об.; Д. 1965. Л. 5, 6; Оп. 5. Д. 3015. Л. 10, 12; Д. 3144. Л. 46; Д. 4028. Л. 6 об. 91РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 3012. Л. 2 об. 92 Там же. Оп. 2. Д. 703. Л. 64 об. 93 РГАДА. Ф. 1195. Оп. 4. Д. 358. Л. 11 об.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz