Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
34 Глава 1 промысла архиерейского дома на Мурманском берегу находим и в работе В. М. Верюжского114. В советской историографии краткие наблюдения о мурманском промысле Соловецкого монастыря были сделаны А. А. Савичем. Начало промысловой де ятельности монастыря на побережье Баренцева моря ученый относил к XVI в . 115 Опираясь на актовые источники, он рассмотрел приобретение монастырем ста новища Климкова и промыслов на прибрежных реках в середине XVII в . 116 О промыслах Соловецкого монастыря на Мурмане упоминает В. И. Массаль ский в обобщающем очерке о развитии хозяйства обители в XV-XIX вв . 117 Развернутую характеристику монастырского хозяйства Кольского уезда представил Н. И. Ульянов. Исследователь полагал, что главным богатством, притягивавшим монастыри на Мурман, были рыбные промыслы118. В ре зультате здесь сложился особый тип хозяйства, в котором сочетались эле менты феодальных (покрут) и капиталистических (торговля) отношений119. Отметим, что Н. И. Ульянов понимает Мурман как территорию всего Коль ского п-ова, а не только побережье Баренцева моря. Отсутствие детального изучения монастырского хозяйства на Мурман ском берегу приводило некоторых ученых к необоснованным заявлениям вроде того, что находим у А. М. Борисова: о вытеснении Соловецким мона стырем крестьянских промыслов с Мурманского берега120. В послевоенный период исследователи почти не обращались к этой теме. Участие монастырей Поморья в мурманском промысле нашло отражение в обобщающей работе А. И. Копанева «Крестьяне Русского Севера». Он от мечал паевой характер промысла, а также объемы добычи рыбы духовными организациями в 1688 г . 121 Исследователь пришел к выводу о том, что орга низация промысла была доступна прежде всего крупным участникам, к кото рым и относились монастыри. Факт участия Богословского Важского монастыря в мурманском про мысле был отмечен Ю. С. Васильевым122. Этот исследователь также обращал внимание на паевой характер монастырского промысла. 114 Верюжский В. М. Афанасий, архиепископ Холмогорский: Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования и вооб ще русской церкви в конце XVII в. СПб., 1908. 115 Савич А. А. Соловецкая вотчина XV-XVII в.: (опыт изучения хозяйства и соци альных отношений на крайнем русском севере в древней Руси). Пермь, 1927. С. 90. 116 Там же. 117 Массальский В. И. Монастырь —приполярный промышленник. (К истории про мышленного развития Северного края) / / Соловецкие острова. 1926. № 5. С. 79-80. 118 Ульянов Н.И. Указ. соч. С. 101, 120. 119 Там же. С. 137-138. 120 Борисов А. М. Указ. соч. С. 93-94. 121 Копанев А.И. Крестьяне Русского Севера в XVII в. Л., 1983. С. 157-159. 122 Васильев Ю. С. Землевладение и хозяйство северной вотчины в XVI- XVII вв. / / Он же. Избранные труды по истории Европейского Севера России
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz