Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
372 Глава 7 оттепель, делавшая снег рыхлым. О таком явлении, судя по всему, сооб щает в рапорте поверенный Иван Титов: промышленники «великую ну жду приняли», поскольку дороги были «полыми», т. е. не плотными, отче го можно было провалиться. По словам поверенного, с «великой нуждой» на оз. Имандре столкнулась та партия промышленников, которая шла рань- 54 ше основной . Во время перехода в Колу иногда терялось имущество, которое везли к промыслу. Так, в марте 1720 г., по сообщению архиерейского карбасни- ка Ивана Языкова, было потеряно «полупуда прядена оростежного да дву 55 стоянок» . Добравшись до Колы, артели отдыхали и готовились к новому этапу пути на становища Мурманского берега. Поверенные Соловецкого монастыря по купали промышленникам в угощение вино и рыбу56. Иногда пребывание ар тели в Коле совпадало с праздником Пасхи, что также сопровождалось уго- щениями57. Здесь же происходила уплата различных пошлин за проход судов и про мышленников на Мурманский берег. В начале XVIII в. приказчики Ни- коло-Корельского монастыря платили такие виды пошлин, как выезжая, поголовная, явка, за оформление бумаг58. Во второй половине столетия по документам Соловецкого монастыря прослеживается выплата следую щих пошлин: порублевые с судов, пропускная, явка, за билет (оформление пропуска)59. Уплата пошлин сопровождалась бюрократическим оформлени ем бумаг, что было сопряжено с новыми выплатами чиновникам. В Коле закупали недостающее для промысла: снасти, шнеки, некото рые виды продуктов, прежде всего соли. В XV II-XV III вв. Кола была одним из центров поморского судостроения. Здесь строились небольшие суда — шнеки60. Из Колы на становища можно было добираться двумя способами: на су дах по Кольскому заливу или пешком. Рапорты и доношения поверенных Соловецкого монастыря свидетельствуют, что чаще использовался второй способ. Приказчик промысла солдат М. Максимов 10 апреля 1763 г. доно сил в монастырь о том, что выйти из города на судах невозможно, потому что лед на заливе «стоит верст на тритцать»61 (32,4 км). Поверенный Иван Титов в апреле 1783 г. писал из Колы о том, что залив не освободился полностью ото льда, поэтому другие промышленники вынуждены были тянуть на себе 54 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. Д. 597. Л. 47. 55 ГААО. Ф. 831. Оп. 1. Д. 594. Л. 1-1 об. 56 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. Д. 597. Л. 3, 7 об.; Д. 1960. Л. 4 об.; Оп. 5. Д. 5380. Л. 476 об. 57 Там же. Оп. 5. Д. 4655. Л. 5 об.; Д. 5384. Л. 58 об. 58 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 1193. Л. 62 об.; Д. 1241. Л. 67, 89. 59 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. Д. 597. Л. 7; Оп. 5. Д. 4096. Л. 3 об.; Д. 4287. Л. 22 об.; Д. 4450. Л. 3; Д. 4655. Л. 6; Д. 5380. Л. 476. 60 Ушаков И. Ф. ИП. Т. 2. С. 43-46. 61 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 4464. Л. 31.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz