Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

Повседневная жизнь мурманских и новоземельских промышленников 371 Кережи для перевозки поклажи использовали и артели Соловецкого монастыря. До секуляризации церковных владений в 1764 г. путь от Сум­ ского острога до Керети преодолевали на подводах, выставлявшихся мона­ стырскими крестьянами. От Керети на выданные из казны деньги приказчик нанимал оленей и кережи у местных крестьян и лопарей. Так, в 1764 г. для похода в общей сложности была нанята 21 кережа46. Паспортная система определяла и маршрут передвижения промышлен­ ников. Кемский городской голова Василий Богданов в прошении архангель­ скому гражданскому губернатору Ф. И. Мезенцову от 28 марта 1800 г. изла­ гал предложение местных жителей, участвовавших в мурманском промысле. Жалуясь голове на трудности выхода к становищам из Колы в тех случаях, когда залив не вскрывался от льда, промышленники предлагали альтернатив­ ный путь к побережью Баренцева моря: «с Маселги или с Рас-наволока пря­ мо на Мурманские берега», —обосновывая такой маршрут близостью к ме­ сту ведения промысла47. И действительно, во второй половине XIX в. путь промышленников на Восточный Мурман лежал через Рас-наволок, где были поставлены бараки для короткого отдыха, минуя Колу48. Что же препятство­ вало этому в конце XVIII в.? В рапорте Кольского нижнего суда от 23 апреля 1800 г. сообщалось, что в соответствии с указом Архангельского губернско­ го правления от 19 июня 1787 г. мурманские промышленники должны были «являть в суде и у господина. коменданта пашпорты»49. Впрочем, на момент составления рапорта такой необходимости уже не было: со стороны властей Колы, напротив, «деланы были поощрения» к использованию маршрута че­ рез Рас-наволок и Масельгу50. Добирались до Колы промышленники не все вместе, а отдельными пар­ тиями. Так, слуга Соловецкого монастыря Василий Собачкин в рапорте от 3 апреля 1762 г. сообщал о прибытии в Колу трех партий промышлен­ ников: первая из 18 человек пришла 29 марта, вторая из 4 человек — 1 апре­ ля, третья из 2 человек —3 апреля51. Подобная ситуация описана и в рапор­ те другого поверенного Соловецкого монастыря Ивана Титова от 6 апреля 1782 г.52 В наставлениях промышленникам Соловецкого монастыря предпи­ сывалось идти к месту промысла «со всяким поспешанием», если и делая остановки, то только «в случае силних погод»53. В действительности же та­ кое «поспешание» не всегда было возможным. Трудности могла создать 46 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 4655. Л. 4. 47 ГААО. Ф. 1. Оп. 3. Д. 221. Л. 1 об. 48 Крылов Н. Рыбные ловли на Мурмане / / Русское судоходство. № 179. СПб., 1897. С. 18. 49 ГААО. Ф. 1. Оп. 3. Д. 221. Л. 3-3 об. 50 Там же. Л. 3 об. 51 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 3144. Л. 51. 52 Там же. Оп. 2. Д. 597. Л. 47. 53 Там же. Д. 1965. Л. 5 -5 об.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz