Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
Повседневная жизнь мурманских и новоземельских промышленников 369 приходилось проводить на снегу, накрывшись сверху санями27. Промышлен ники во время пути голодали, рисковали обморозиться, заболеть цингой; не которые даже погибали28. Для передвижения и перевозки съестных припасов и других грузов ис пользовались лыжи и кережи (небольшие сани), в которые впрягались со баки или сами промышленники29. Иногда для перевозки грузов нанимали подводу (лошадей и оленей), но большая часть промышленников такой воз- 30 можности не имела . В литературе второй половины XIX в. был описан основной маршрут артелей через Кольский п-ов: Кандалакша — начало, Рас-наволок31 — се редина, Кола — завершение пути32. В Кандалакше промышленники оста навливались на несколько дней. Для крестьян этой волости, по замечанию В. Р. Гулевича, приход промышленников был праздником33. Радостные ожи дания были связаны с тем, что приход артелей составлял одну из статей до хода кандалакшан. Каким был поход на Мурман одним-двумя столетиями раньше, в XV II- XVIII вв.? Об этом мы имеем свидетельства разнообразных источников: приходо-расходных книг, доношений приказчиков руководству монастырей. Поход начинался для всех артелей примерно в одно и то же время, в конце февраля — начале марта. Артели духовных организаций Подви нья — Николо-Корельского монастыря и Холмогорского архиерейского дома — шли к Кольскому п-ову по Поморскому и Карельскому берегам Белого моря. Реконструировать маршрут артели с Двины до Кольского п-ова можно на материале приходо-расходных книг государевых мурманских промыш ленников начала XVIII в. Так, в 1708 г. промышленник Иван Стафуров34 с товарищами шел в Колу следующим путем: Нижмозеро —Кянда —Тами- ца — Ворзогоры — Кушерека —Шуерецкая — Кемь — Нюхча — Сумский острог35, далее через беломорскую Карелию к Кольскому п-ову. 27 Максимов С.В. Указ. соч. С. 198-200. 28 Ульрих Ф. Ф. Указ. соч. С. 35-36; Гулевич В.Р. Указ. соч. С. 60. 29 Максимов С.В. Указ. соч. С. 197-198; Ульрих Ф. Ф. Указ. соч. С. 33-34; Гуле вич В.Р. Указ. соч. С. 59-60; Немирович-Данченко В.И. Страна холода. СПб., 1877. С. 44-45. 30 Ефименко А. Я. Артели Архангельской губернии. Ч. 2: Артели для лова рыбы. С. 29-30. 31 Рас-наволок — станция на Кольском тракте, находившаяся в северной части оз. Имандра. 32 Ефименко А. Я. Артели Архангельской губернии. Ч. 2: Артели для лова рыбы. С. 30; Немирович-Данченко В.И. Страна холода. С. 45. 33 Гулевич В. Р. Указ. соч. С. 60. 34 Иван Стафуров ранее являлся карбасником мурманской артели Холмогорского архиерейского дома. 35 РГАДА. Ф. 26. Оп. 1. Кн. 3. № 14. Л. 86-87 об.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz