Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
364 Глава 7 половины XIX —первой трети XX в. содержится немало этнографических описаний и характеристик организации жизни и быта промысловиков2. Как правило, они основывались на рассказах самих участников отдаленных про мыслов. Значительным вкладом в исследование проблемы стали труды ис следователей советского периода Т. А. Бернштам и К. П. Гемп, посвященные этнографии поморов3. Достаточно сказать, что в них нашли отражение такие темы, как годовой цикл поморской жизни, взаимосвязь народного календаря Русского Севера с промысловой активностью, питание, одежда и многое дру гое. Правда, основным источником для реконструкции повседневной жизни поморов для этих авторов послужили этнографические описания и архив ные источники X IX -XX вв., тогда как более ранний период остался за преде лами внимания в их исследованиях. В этой связи хотелось бы сказать о тех источниках, на которые будет опи раться наше исследование. Основную их часть составили хозяйственные до кументы монастырей: казначейские и келарские приходо-расходные книги, документы приказчиков промыслов. В хозяйственных документах лишь из редка встречается информация о жизни промышленников. В частности, это относится к сообщениям об организации пиров перед отправлением в поход, подарках, полученных ими от властей. Значительно больше данных о по вседневности встречаем в документах приказчиков промысла. Очевидно, что многие стороны жизни промышленников, такие как питание, труд, время, от веденное на отдых, не могли не найти отражения в учетных документах про мысла. Большое значение имеет хозяйственная переписка приказчиков мурман ского промысла с руководством обителей. Наиболее полно сохранилась пе реписка Соловецкого монастыря. Приказчики должны были информировать монастырские власти обо всем происходящем в пути на промысел и во время жизни на становище. Таким образом, письма содержат бесценные свидетель ства о повседневной жизни промышленников, которые невозможно встре тить в других документах. В исследовании проблемы мы будем обращаться к работам о промысло вой жизни, написанным во второй половине XIX —первой трети XX в. Они могут помочь реконструировать черты повседневности мурманских и ново- земельских промышленников, восполняя имеющиеся в источниках лакуны. Состояние источников таково, что нам лучше известна повседневная жизнь мурманского промысла. Новоземельский промысел, к сожалению, 2 Ульрих Ф. Ф. Кемский уезд и рыбные промыслы на Мурманском берегу во вра чебном и экономическом отношениях. СПб., 1877; Поленов А.Д. Отчет по команди ровке на Мурманский берег. СПб., 1876; Кушелев В.Л. Мурман и его промысла. СПб., 1885; Подгаецкий Л.Е. Мурманский берег: Его природа, промыслы и значение. СПб., 1890; Слезскинский А.Г. Мурман. СПб., 1897; Сиденснер А.К. Описание Мурманского побережья. СПб., 1909 и др. 3 Гемп К. П. Сказ о Беломорье: слов. поморских речений. М., 2004. С. 8-276; Берн штам Т.А. Народная культура Поморья. М., 2009.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz