Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

Монастырская и крестьянская промысловая колонизация европейской Арктики 361 уездов, приводившее к неоднократному взиманию одних и тех же пошлин, нерадивость таможенных служителей, наконец, неприятие промышленни­ ками самого факта таможенного обложения свободного промысла. Отдален­ ность региона препятствовала установлению жесткого таможенного контр­ оля, способного обязать всех промышленников подчиняться власти. Привилегии власть даровала только духовным организациям, участво­ вавшим в промысле на Мурманском берегу и Новой Земле. По нашему мне­ нию, упоминание этих привилегий в жалованных и указных царских грамо­ тах раскрывает и этапы освоения отдаленных районов Арктики монастырями и Холмогорским архиерейским домом. Так, если в конце XVI —первой поло­ вине XVII в. эти привилегии затрагивали небольшое число отдаленных мо­ настырей, то со второй половины XVII в. они распространяются более чем на десяток обителей. Пожалования монастырям носили характер податного иммунитета (освобождение от уплаты таможенных пошлин), наряду с дру­ гими привилегиями упоминавшегося в жалованных и указных грамотах. Только с конца XVII в. появляются специальные постановления об освобо­ ждении от уплаты десятого с рыбы мурманского промысла, причем объемы не облагаемой пошлиной рыбы в них ограничиваются. Исключительный характер имели пожалования духовным организациям прибрежных территорий Баренцева моря, отдававшихся им в вотчинное вла­ дение. Так, Холмогорский архиерейский дом в 1694 г. был пожалован дву­ мя становищами с прилегающими к ним землями. Подобной же привилегии стремился добиться от власти в конце XVII в. и Троицкий Печенгский мо­ настырь. Однако отдаленность Мурманского берега и отсутствие здесь по­ стоянных поселений препятствовали развитию вотчинного землевладения. Более активный характер действия государства по отношению к мурман­ скому промыслу приобретают в XVIII в. Это было вызвано разными эко­ номическими и политическими процессами: появлением в общественной мысли экономических теорий меркантилизма и либерализма, наступлением государства на имущественные права церкви и др. Определенную роль в эту эпоху играл и личностный фактор. Так, в начале XVIII в. архиерейский сын боярский М. И. Окулов предложил власти организовать прибыльные госу­ даревы промыслы вместо убыточных монастырских и нашел отклик. В лице М. И. Окулова мы встречаем тип прибыльщика петровской эпохи —челове­ ка, пользующегося моментом для проявления собственной инициативы. Организация государевых промыслов на Мурманском берегу не затрону­ ла всего комплекса прибрежного хозяйства, а ограничилась только владени­ ями архиерейского дома и двух монастырей. Это говорит об ограниченности возможностей государства в организации крупного промыслового комплек­ са, способного охватить все побережье Баренцева моря. Отсутствие четкого порядка взаимоотношений между руководителями государева промысла порождало неразбериху и сбои в его организации, а бес­ контрольное право использовать государственные средства создавало широ­ кие условия для злоупотреблений. Впрочем, не были ясны и окончательные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz