Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

Монастырская и крестьянская промысловая колонизация европейской Арктики 341 святейшаго Филарета Никитича, патриарха Московского и всеа Росии, с тое бы их промышленые с рыбы. и с сала» не брать таможенных пошлин85, не об­ наруженное нами в более ранних грамотах. Выявить грамоты об освобождении от уплаты десятого Николо-Корель- ского монастыря не удалось, что связано с утратой значительной части ак­ тового архива обители. В описи актов монастыря, опубликованной в 1852 г., упоминается царская грамота 1678 г. об освобождении от десятого с «мо­ настырского рыбного улова»86. Это право было подтверждено грамотой 1681 г.87 Предоставленные обителям льготы были закреплены в наказе гостю Ва­ силию Грудцыну 1684/85 г., запрещавшем взимать таможенные пошлины с привозимой поморскими монастырями в Архангельск рыбы, предназна­ ченной как для продажи, так и для своих потребностей88. Монастыри стремились сохранить за собой освобождение от уплаты де­ сятого, бывшее для них значительным экономическим подспорьем. Троиц­ кий Печенгский монастырь, утративший подлинные жалованные грамоты во время пожара в Кольском остроге в 1619 г., попытался их восстановить. Добиваясь выдачи новой жалованной грамоты, монастырь просил власти восстановить свое право не платить десятое. Для выяснения дела властями в 1629 г. был организован розыск о жалованных грамотах монастыря, прохо­ дивший в Сыскном приказе в Москве и в Кольском остроге89. Даруя монастырям право не платить десятое, власти устанавливали из­ вестные пределы своего пожалования. Так, в указных грамотах поморским монастырям и Холмогорскому архиерейскому дому оговаривался объем до­ бычи мурманского промысла, с которого не собиралось десятое. Власть гото­ ва была допустить финансовые послабления монастырям, но с условием, что выловленная рыба шла на нужды обителей, а не на продажу. В таблице 68 представлены данные о необлагаемых пошлиной объемах добычи мурман­ ского промысла монастырей Поморья и Холмогорского архиерейского дома. Льготный таможенный режим монастыри стремились распространить и на своих вотчинных крестьян. Так, в конце XVII в. руководство Соловецкого монастыря стало поддерживать просьбы вотчинных крестьян об освобожде­ нии от уплаты судовых пошлин и поголовщины, взимавшейся таможенны­ ми целовальниками на Мурманском берегу. С такой просьбой к царю Федору Алексеевичу в 1679 г. обратился архимандрит Макарий. По его словам, коль­ ский воевода Лев Секирин взимал пошлину «для своих прихотей» в начале 85 Копийная книга Антониево-Сийского монастыря. Л. 397 об. 86 Хронологический указатель актов Николаевского Корельского монастыря / / АГВ. 1852. № 17. С. 131. 87 РГАДА. Ф. 125. Оп. 1. 1690 г. Д. 3. Л. 5-6. 88 Там же. Л. 9. 89 Подробнее об этом см.: Никонов С. А. Восстановление жалованных грамот Тро­ ицкого Печенгского монастыря в первой четверти XVII в. / / XI Ушаковские чтения: сб. науч. ст. Мурманск, 2015. С. 49-55.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz