Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
Монастырская и крестьянская промысловая колонизация европейской Арктики 339 власти было сохранение таможенных льгот монастырям при продаже и по купке товаров на «монастырский обиход»70. Изучение иммунитета духовных организаций в историографии послед них десятилетий, как представляется, оставило в стороне вопрос о статусе промыслового хозяйства монастырей и духовных организаций. Существую щие источники, полагаем, позволяют рассмотреть следующие аспекты мур манского и новоземельского промыслов духовных организаций: предостав ление таможенных льгот и привилегий, регулирование взаимоотношений промышленников с представителями власти, защита прав собственности на промысловые угодья и объекты промысла. Специальных постановлений власти, касающихся исключительно мур манского промысла духовных организаций Поморья, не так много. В жало ванных и указных царских грамотах этот вопрос чаще затрагивается в ряду других, связанных с монастырским хозяйством. В конце XVI в. Троицкому Печенгскому монастырю было пожаловано освобождение от уплаты десятой рыбы с трески и палтуса, а также с рыбы, добывавшейся в озерах и прибрежных реках. Впервые с таким постанов лением мы встречаемся в жалованной грамоте царя Федора Ивановича 1591 г.71 В жалованной грамоте царя Василия Шуйского 1606 г. оно было расширено: десятина не взималась не только с рыбы, но и с трескового и ки тового сала72. Это же постановление повторяется в общей жалованной гра моте царя Алексея Михайловича 1675 г., ставшей последним царским пожа лованием обители73. Льготный таможенный режим распространялся и на промышленников Троицкого Печенгского монастыря. Грамоты 1606 и 1675 гг. фиксируют сле дующее постановление: «Дани и оброков имать на них (покручениках и про мысловых судах — С.Н.) не велено»74. Это постановление не касалось тех про мышленников («сторонных людей»), которые вступали в паевые отношения с монастырем, участвуя в промысле «по уговору» из половины, из трети и из четверти улова. С них десятина взималась в обычном порядке75. Освобожде ние Печенгского монастыря от уплаты десятого с рыбы и сала мурманско го промысла подтверждалось двумя указными грамотами, отправленными в 1639 и 1645 гг. воеводам Кольского острога Ф. Т. Оболенскому и Л. Измай- лову76. в 1670-х гг. / / Духовное, историческое и культурное наследие Кирилло-Белозерско- го монастыря: к 600-летию основания. СПб., 1998. С. 37. 70 Булыгин И. А. Борьба государства с феодальным иммунитетом. С. 330. 71 РГАДА. Ф. 125. Оп. 1. 1674 г. Д. 15. Л. 19. 72 Там же. Л. 25. 73 Сб. ГКЭ. Т. 2. № 154. Стб. 500-501, 510. 74 РГАДА. Ф. 125. Оп. 1. 1674 г. Д. 15. Л. 29; Сб. ГКЭ. Т. 2. № 154. Стб. 500, 509. 75 Сб. ГКЭ. Т. 2. № 154. Стб. 505. 76 Щипунов Е. П. Содержание некоторых грамот, пожалованных от царей и ве ликих князей в пользу бывшего Троицкого Печенгского монастыря преподобного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz