Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

338 Глава 6 Различие в функциях гражданских и военных таможенных служащих заключалось в том, что выборные целовальники ведали сбором десятой пошлины, а военнослужащие —сбором судовой пошлины с промышлен­ ников. Таможенный контроль новоземельского промысла известен источни­ кам со второй половины XVI в. В писцовой книге В. Т. Агалина и подьяче­ го С. Ф. Соболева 1574 г. фиксировалась уплата десятого с моржовой кости и зуба, добывавшихся «на морских островах» поморскими промышленника­ ми. Пошлина взималась на Большой земле после возвращения с промыслов. Промышленники, отправлявшиеся на море через Пустозерск, платили также явку по 2 ден. с человека65. В XVII —начале XVIII в. сбор десятого произво­ дился в таможнях Холмогор, Усть-Пинеги и Мезени66. Таким образом, номенклатура таможенных сборов новоземельского про­ мысла лишь частично совпадала с номенклатурой мурманского промысла. Общими были уплата явок с промышленников и десятого с добычи промы­ сла. В отличие от мурманских, новоземельские промышленники не платили судовых пошлин. Различие заключалось также в том, что таможенные сборы из-за отдаленности новоземельского промысла не производились на архипе­ лаге. 6.2. Мурманский и новоземельский промыслы в отражении царских жалованных и указных грамот Развитие иммунитетов духовных организаций нашло отражение в це­ лом ряде исследований, значительное место среди которых занимают работы С. М. Каштанова. Обобщающий очерк истории и историографии монастыр­ ского иммунитета средневековой Руси был представлен М. С. Черкасовой67. На протяжении второй половины XVI в. государство ослабляет феодаль­ ный иммунитет. Для этого регулярно пересматривались жалованные грамо- ты68. Эта традиция была продолжена и в XVII в. В частности, это касалось и таможенных привилегий монастырей. Указами 1672 и 1677 гг. отменялись все тарханные привилегии духовным организациям69. Уступкой со стороны 65 «Платежница» с пустоозерских дозорных книг Василия Третьякова сына Ага- лина и подьячего Степана Федорова сына Соболева, выданная из приказа Большо­ го Прихода пустоозерскому данщику Третьяку Асеневу / / Садиков П. А. Очерки по истории опричнины. М.; Л., 1950. С. 468. 66 Белов М.И. Указ. соч. С. 52-54. 67 Черкасова М. С. Россия в Средние века и Новое время: теоретические проблемы. Вологда, 2008. С. 42-50. 68 Каштанов С.М. Финансы средневековой Руси. М., 1988. С. 111-136, 225-227. 69 Булыгин И.А. Борьба государства с феодальным иммунитетом / / Общество и государство феодальной России: Сб. ст. М., 1975. С. 329-330. Это мнение было оспорено П. В. Седовым, отметившим территориальную ограниченность царского указа 1672 г. См.: Седов П.В. Борьба крупных монастырей против отмены тарханов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz