Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
Монастырская и крестьянская промысловая колонизация европейской Арктики 335 Рыбачьего. Впервые это предание было зафиксировано В. П. Верещагиным в его книге, вышедшей в свет в 1846 г. С этим же преданием мы встречаемся в работе С. В. Максимова «Год на Севере». В 1930-е гг. предание продолжало жить: оно было записано у жителей Териберки и Зимней Золотицы47. Согласно преданию, «давным-давно» на о-ве Аникиеве жил богатырь Аника, который ежегодно, «как падет весна и промыслы начнутся», требо вал, чтобы промышленники отдавали ему часть добычи. Если не отдавали добром, богатырь брал силой. Не было на него «ни суда, ни расправы». Так продолжалось до тех пор, пока в одну из артелей не нанялся какой-то «па ренек». После выхода в море артель пристала к о-ву Аникиеву и начала раз делывать рыбу: «отрезывать головы, потрошить и прочее». Этим занимал ся паренек, на удивление артели, справившийся очень быстро. О чудесных способностях паренька свидетельствовало и то, что вымытые по его просьбе в море вачеги он так отжал, что те «лопнули». Тем временем на берег вышел Аника, потребовавший у промышленников дани. Паренек отказал богатырю, и между ними завязалась схватка, в которой Аника был повержен. Рассказав товарищам о своей чудесной победе, паренек исчез48. Обращает на себя внимание использование в сказании промысловой лек сики. Так, в тексте, зафиксированном В. П. Верещагиным, упоминаются такие артельные должности, как кормщик, наживотчик, весельщик и удильщик. Это говорит о бытовании рассказа в среде промышленников-мурманщиков. Оставляя в стороне предположение о связи легендарного Аники с историче ским Аникой Строгановым, организовавшим промысел на Мурмане в сере дине XVI в., которое не может быть подкреплено источниками, обратим вни мание на следующее. Дань, взимаемая Аникой с промышленников, похожа на десятое с выловленной рыбы, собиравшееся таможенными целовальника ми. Действия таможенников, таким образом, в восприятии промышленников были сродни разбойным, что было несовместимо с представлением о воль ном характере промысла. На связь исторических реалий и легенды об Анике обратил внимание И. Ф. Ушаков49. Для взыскания таможенных пошлин с промышленников власти порой прибегали к жестким мерам. В частности, в феврале 1705 г. их применил стольник П. А. Кондырев, назначенный в 1704 г. совместно с М. И. Окуло вым заведовать государевыми промыслами на Мурманском берегу. Поводом к предпринятому им «правежу стрельцов», на наш взгляд, могла послужить челобитная старцев Троицкого Печенгского монастыря. В 1698 г. строитель Павел жаловался царю на то, что прибрежная территория Западного Мур- мана, рассматривавшаяся монастырем как вотчинная земля, использовалась 47 Рассказы, приведенные в работах краеведов и этнографов XIX в., а также со бранные в ходе экспедиций в 1930-е гг., были воспроизведены в работе Н. А. Кринич- ной. См.: Криничная Н. А. Предания Русского Севера. СПб., 1991. С. 142-146. 48 Криничная Н. А. Указ. соч. С. 142-143. 49 Ушаков И. Ф. ИП. Т. 2. С. 342.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz