Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

Монастырская и крестьянская промысловая колонизация европейской Арктики 335 Рыбачьего. Впервые это предание было зафиксировано В. П. Верещагиным в его книге, вышедшей в свет в 1846 г. С этим же преданием мы встречаемся в работе С. В. Максимова «Год на Севере». В 1930-е гг. предание продолжало жить: оно было записано у жителей Териберки и Зимней Золотицы47. Согласно преданию, «давным-давно» на о-ве Аникиеве жил богатырь Аника, который ежегодно, «как падет весна и промыслы начнутся», требо­ вал, чтобы промышленники отдавали ему часть добычи. Если не отдавали добром, богатырь брал силой. Не было на него «ни суда, ни расправы». Так продолжалось до тех пор, пока в одну из артелей не нанялся какой-то «па­ ренек». После выхода в море артель пристала к о-ву Аникиеву и начала раз­ делывать рыбу: «отрезывать головы, потрошить и прочее». Этим занимал­ ся паренек, на удивление артели, справившийся очень быстро. О чудесных способностях паренька свидетельствовало и то, что вымытые по его просьбе в море вачеги он так отжал, что те «лопнули». Тем временем на берег вышел Аника, потребовавший у промышленников дани. Паренек отказал богатырю, и между ними завязалась схватка, в которой Аника был повержен. Рассказав товарищам о своей чудесной победе, паренек исчез48. Обращает на себя внимание использование в сказании промысловой лек­ сики. Так, в тексте, зафиксированном В. П. Верещагиным, упоминаются такие артельные должности, как кормщик, наживотчик, весельщик и удильщик. Это говорит о бытовании рассказа в среде промышленников-мурманщиков. Оставляя в стороне предположение о связи легендарного Аники с историче­ ским Аникой Строгановым, организовавшим промысел на Мурмане в сере­ дине XVI в., которое не может быть подкреплено источниками, обратим вни­ мание на следующее. Дань, взимаемая Аникой с промышленников, похожа на десятое с выловленной рыбы, собиравшееся таможенными целовальника­ ми. Действия таможенников, таким образом, в восприятии промышленников были сродни разбойным, что было несовместимо с представлением о воль­ ном характере промысла. На связь исторических реалий и легенды об Анике обратил внимание И. Ф. Ушаков49. Для взыскания таможенных пошлин с промышленников власти порой прибегали к жестким мерам. В частности, в феврале 1705 г. их применил стольник П. А. Кондырев, назначенный в 1704 г. совместно с М. И. Окуло­ вым заведовать государевыми промыслами на Мурманском берегу. Поводом к предпринятому им «правежу стрельцов», на наш взгляд, могла послужить челобитная старцев Троицкого Печенгского монастыря. В 1698 г. строитель Павел жаловался царю на то, что прибрежная территория Западного Мур- мана, рассматривавшаяся монастырем как вотчинная земля, использовалась 47 Рассказы, приведенные в работах краеведов и этнографов XIX в., а также со­ бранные в ходе экспедиций в 1930-е гг., были воспроизведены в работе Н. А. Кринич- ной. См.: Криничная Н. А. Предания Русского Севера. СПб., 1991. С. 142-146. 48 Криничная Н. А. Указ. соч. С. 142-143. 49 Ушаков И. Ф. ИП. Т. 2. С. 342.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz