Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
316 Глава 5 монастырь вел расчет не со всеми промышленниками в целом, а с артелями одной-двух шнек. Общей тенденцией является преобладание добычи палтуса над треской. Опираясь на данные таблицы (см.: Приложение 23), можно заключить, что эта тенденция была новой в развитии монастырского промысла. В 1710-е гг. и 1750-е — начале 1760-х гг., напротив, доминировала добыча трески. Та кое положение вещей было характерно и для мурманского промысла дру гих духовных организаций Поморья. А. В. Крайковский объясняет возра стание уловов палтуса в XVIII в. благоприятными погодными условиями, позволявшими совершать отдаленные выходы в море, а также высокими ры ночными ценами на эту рыбу111. С этими предположениями вряд ли мож но согласиться. Палтус всегда считался более ценным, нежели треска, но это никоим образом не сказывалось на объемах его добычи. О погодных услови ях того времени мы имеем только приблизительные данные, встречающие ся в доношениях приказчиков и тетрадях учета выходов промышленников в море: направление ветра и общие погодные условия (снег, дождь, солнце). Объемы добычи мурманского промысла складывались не только из до бытого промышленниками, но и купленного на Мурманском берегу. Так, в конце XVII в. лодейным старцам мурманского промысла выдавались день ги на покупку трескового сала у других промышленников. Документы Крест ного Онежского монастыря 1660-1670-х гг. фиксируют покупку рыбы у саа мов и промышленников-поморов112. Сведения об объемах добычи Крестного Онежского монастыря фикси руются в трех видах источников: казначейских приходо-расходных книгах, приходо-расходных книгах Усть-Онежской службы и книгах приема и рас пределения добычи мурманского промысла. Казначейские книги отражают только данные о покупке у покручеников рыбы, приходившейся на их треть. Два других вида документов отражают полные данные о поступившей в мо настырь рыбе, но, к сожалению, они сохранились не полностью. Данные казначейских книг о поступившей в монастырь рыбе расходят ся с аналогичными данными книг Усть-Онежской службы и книг приема рыбы с мурманского промысла в меньшую сторону. Так, для 1690 г. по каз начейским книгам общий объем рыбы, купленной у покручеников, составил 180,3 пуда (3 т), а по книге Усть-Онежской службы в монастырь было при нято 273 пуда (4,5 т). Разница, таким образом, составляет 92,1 пуда (1,5 т). В таблице объемы добычи мурманского промысла монастыря представ лены на основе данных казначейских приходо-расходных книг за 1660-1670, 1672-1684, 1699, 1704-1707 гг., книг Усть-Онежской службы и книг прие ма рыбы мурманского промысла за остальные годы. (См.: Приложение 24). 111 «Море — наше поле»: Количественные данные о рыбных промыслах Белого и Баренцева морей, XVII —начало XX в. СПб., 2010. С. 131. 112 ОР РНБ. Ф. 1283. № 22. Л. 5 -5 об.; № 27. Л. 2 об.; РГАДА. Ф. 1195. Оп. 3. Д. 143. Л. 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz