Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
24 Глава 1 Высказывают сомнения относительно существования в России такого явления, как монастырская колонизация, и авторы новейшей обобщающей работы по истории православных монастырей в России42. Если общие вопросы монастырской и крестьянской колонизации по лучили характеристику в историографии, то собственно организации про мыслового хозяйства уделялось незначительное внимание. Одним из таких исследований была работа А. М. Борисова, посвященная хозяйству Соловец кого монастыря. Исследователь рассмотрел основные отрасли экономики обители: солеварение, рыбный промысел, участие в торговле43. Отдельным аспектом проблемы является организация промыслового хо зяйства крестьянами и монастырями Европейского Севера России. Форми рование рыболовного и зверобойного промыслов относится еще к эпохе древ ности и Средневековья. Обобщенный взгляд на проблему рыбного промысла средневековой Руси был представлен в исследовании А. В. Кузы, подготовлен ном в 1970 г., но опубликованном совсем недавно44. Значительное место в ра боте историка занимает анализ археологического материала и письменных источников, относящихся к Северо-Западу России. А. В. Кузой была выявле на значимая роль рыболовства в хозяйстве восточных славян и средневековой Руси, рассмотрена эволюция способов добычи и обработки рыбы, показан кол лективный характер рыбной ловли, способствовавший складыванию артелей45. В коллективных исследованиях истории крестьянства Северо-Запада России и Русского Севера проблема промыслов получила беглое освещение. Так, в фундаментальной «Аграрной истории Северо-Запада России» основ ное внимание было сосредоточено на земледельческом хозяйстве крестьян ства. В главах, посвященных крестьянству Поморья —Двинской и Важской земли, существование рыбных промыслов просто констатируется как факт, без детального анализа проблемы46. Исключение составляет краткая харак теристика рыбного промысла волостей Подвинья и Терского берега, данная А. И. Копаневым47. 42 Водарский Я. Е, Истомина Э. Г. Православные монастыри России и их роль в развитии культуры (XI —начало XX в.). М., 2009. С. 30, 53-54. Эту точку зрения оспаривает Н. В. Башнин, считающий, что монастыри, расширяя вотчинные владе ния на неосвоенных землях, содействовали крестьянскому расселению. См.: Башнин Н. В. Монастырская колонизация и хозяйственное освоение земель Русского Севера в первой половине XVI в. / / Российская история. 2015. № 6. С. 42-43. 43 Борисов А. М. Указ. соч. С. 84-96, 154-190. 44 Куза А.В. Рыбный промысел в Древней Руси. СПб., 2016. 45 Там же. С. 56-94, 110-113, 183-188. 46 См.: Аграрная история Северо-Запада России. Вторая половина XV —начало XVI в. Л., 1971. С. 296. (Раздел «Крестьянское хозяйство» написан А. И. Копаневым); Аграрная история Северо-Запада России XVI века: Север. Псков. Общие итоги раз вития Северо-Запада. Л., 1978. С. 27-28, 72-73. (Раздел «Важский уезд» написан Ю. С. Васильевым, «Северная Двина» —А. И. Копаневым). 47 Аграрная история Северо-Запада России XVI века. С. 27-28.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz