Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

266 Глава 4 в работе310, потешение —как подарок311. С таким значением мы встречаемся в приходо-расходных книгах Николо-Корельского монастыря: потешением называлась денежная выплата как лодейному или карбасному кормщику312, так и артели в целом313. Выдача потешения могла происходить и перед похо­ дом на Мурман, и по возвращении с промысла. Эти же выплаты использова­ лись и для поощрения кормщиков Крестного Онежского монастыря314. Экономические взаимоотношения организатора и артели новоземельско­ го промысла отражены в таких терминах, как покрут/покрутился и ужина. Первое понятие обозначало наем кормщика или покрученика на промысел. Условия найма фиксировались в договорах духовной организации с арте­ лью. Косвенное указание на такой договор содержится в приходо-расходной книге Холмогорского архиерейского дома315. Красногорский монастырь при найме промышленников заключал с ними покрутные записи. Ни одной запи­ си, к сожалению, не сохранилось. Это объясняется тем, что, возвращая ссуду по окончании промысла, промышленник забирал покрутную запись316. Не­ смотря на это, по ряду признаков можно говорить о том, что в покрутной за­ писи фиксировалась дача промышленникам ссуды от монастыря. Понятие ужина в рассматриваемых источниках выступает в двух значе­ ниях, связанных по смыслу: доля вложений в промысел со стороны органи­ затора; доля дохода промысла. Различаются виды ужин: мучная —доля нату­ ральных вложений в промысел; кормовая —шедшая организатору промысла за эксплуатацию судна —коча; кочевая или судовая —шедшая на обеспече­ ние кормщика. Синонимами ужины были термины участок и доля, реже встречающиеся в источниках. Исключение составляют приходо-расходные книги Холмогор­ ского архиерейского дома, в которых понятие «ужина» не использовалось. Таким образом, термины покрут и ужина раскрывают экономическую основу новоземельского промысла, заключавшуюся в распределении обя­ занностей между организатором и артелью. Доходы промысла распределя­ лись на доли, возмещая затраты организатора и оплачивая труд артели. 4.2.2. Предварительные выплаты К предварительным выплатам относятся денежные и материальные дачи, которые артель получала до выхода на промысел. Эти дачи могли быть без­ возмездными, компенсировавшими промышленникам путевые издержки, или возмездными, подлежащими вычету из доходов артели. 310 Сл. РЯ XI-XVII вв. Вып. 16. С. 135. 311 Сл. РЯ XI-XVII вв. Вып. 17. М., 1991. С. 292. 312 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 1269. Л. 66 об. 313 Там же. Д. 1083. Л. 7 об.; Д. 1402. Л. 3 об. 314 Там же. Д. 165. Л. 116 об.; Д. 192. Л. 47 об. —48. 315 Архив СПбИИ РАН. Кол. 11. Оп. 1. Д. 107. Л. 134 об. —135, 140; Д. 108. Л. 95, 98 об. 316 Так, в приходо-расходных книгах фиксируется, что после выплаты покручеником взятой в долг суммы монастырь «запись выдал». См.: ГААО. Ф. 309. Оп. 4. Д. 5. Л. 31.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz