Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
Историография и источники 23 монастыря в освоении западной части Кольского п-ова была показана в ис следованиях А. И. Андреева и А. А. Савича37. Таким образом, монастырская и крестьянская колонизация, по мнению дореволюционных исследователей, шли рука об руку, не выступая антаго нистами. В историографии 1920-1930-х гг. формировалось и критическое отноше ние к роли монастырской колонизации. Известное влияние на этот подход оказала господствующая в СССР идеология воинствующего безбожия. Так, в очерке В. К. Алымова о колонизации Кольского п-ова отмечается, что мона стыри выступали центрами «экономического, политического и морального порабощения» саамов. Значительную роль в этом процессе, как отмечает ав тор, в XV -XVI вв. сыграли Соловецкий и Троицкий Печенгский монастыри, а со второй половины XVI в. и монастыри из других районов Московского государства основывают там свои «промысловые фактории». Основу их хо зяйственной деятельности составляли соляной и рыбный промыслы38. Скептический подход к монастырской колонизации сохранялся в совет ской историографии и позже, в послевоенный период. В обобщающем труде М. Н. Тихомирова, посвященном социально-экономическому развитию Рос сии в XVI в., отмечалось, что монастыри приходили на уже освоенные кре стьянами земли39. Этой же точки зрения придерживались И. У. Будовниц, А. М. Борисов, И. П. Шаскольский40. И. Ф. Ушаков в многочисленных научно-популярных публикациях, вы ходивших в 1960-1980-е гг., и обобщающем труде «Кольская земля» рассма тривал монастыри как феодалов Крайнего Севера. Монастырской колони зации способствовали отсутствие землевладения светских групп феодалов и наличие свободных крестьянских земель. Способами формирования вла дений были захват, взятие угодий за долг, религиозное воздействие на кре стьян, передававших угодья вкладами в обители41. Значительным фактором, определившим рост монастырского землевладения на Крайнем Севере, стал Басаргин правеж 1568 г., в результате которого произошло массовое разоре ние крестьян. 37 Андреев А.И. К истории русской колонизации западной части Кольского полу острова / / Дела и дни. 1920. Кн. 1. С. 23-36; Савич А. А. Главнейшие моменты мона стырской колонизации Русского Севера XIV-XVII в. / / Сборник Общества исто рических, философских и социальных наук при Пермском университете. Вып. 3. Пермь, 1929. С. 75-79. 38 Алымов В.К. Пять веков (XIV-XIX) / / Полярная правда. 1936. 30 мая. С. 3. 39 Тихомиров М.Н. Россия в XVI столетии. М., 1962. С. 237-240. 40 Очерки истории СССР. Период феодализма. Конец XV в. —начало XVII в. М., 1955. С. 462; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV- XVI вв. М., 1966. С. 357-358; Борисов А.М. Хозяйство Соловецкого монастыря и борьба крестьян с северными монастырями в XVI-XVII веках. Петрозаводск, 1966. С. 52-53. 41 Ушаков И. Ф. ИП. Т. 1. С. 51-53.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz