Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
264 Глава 4 в Соловецком монастыре в конце XVII в. ссуда выплачивалась как келаря ми и казначеями, так и приказчиками Сумского острога, на Мурманском берегу — приказчиками промысла295. Ссуда могла быть денежной или на туральной. Документальным подтверждением ссуды были кабалы, регуляр но упоминаемые в приходо-расходных книгах. Так, в 1683 г. на мурманских промышленниках было взято в общей сложности 18 кабал296. Ссуды были беспроцентными и возмещались в том размере, в котором были выданы. Кроме этого, как будет показано далее, ссуды не превышали размеров свер- шонка, что препятствовало втягиванию промышленников в кабальные от ношения. О развитии кабальных отношений на промысле свидетельствует термин задаток, встречающийся в хозяйственных документах Соловецкого мона стыря второй половины XVIII в. Задаток вычитался из доходов промышлен ников после окончания промысла. Это условие оговаривалось в договорах 297 монастыря с артелью , задатки вносились в документы выдачи ссуд про- 298 мышленникам в начале промысла , а соответствующие вычеты отмечались 299 в документах расчета по его окончании . В документах, отражающих крестьянский промысел Мурманского бе рега, основной доход назывался покрутом и паем. Между этими термина ми была разница. Крестьянин Сумского острога Самыла Крошнин, в 1757 г. нанятый на промысел к хозяину Андрею Махилеву, трудился «на мурман ском рыбном промыслу ис покрута»300. По окончании промысла ему «при шло... на покрут денег четырнатцать рублев»301. Сумлянин Михайло Лазарев и сорочанин Федосей Кошкин, трудившиеся в 1743 г. в артели Алексея Ели зарова, сообщали в вотчинной службе Сумского острога о том, что им на «по к р у т . пришло» 15 и 23 руб.302 Из этих двух примеров следует, что слово покрут обозначало денежную оплату сезонного труда. Это наблюдение подтверждается данными статисти ческого описания Кольского уезда 1785 г. В ведомости различаются промыш ленники мурманского промысла, трудившиеся из покрута и пая. Последняя 295 Так, в сентябре 1666 г. при расчете с артелью у промышленников были выч тены деньги, «что оне имали у слуг монастырьских на Мурманском». См.: РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 484. Л. 69. 296 Там же. Д. 599. Л. 206. 297 Там же. Оп. 2. Д. 596. Л. 766-766 об.; Д. 597. Л. 26 об.; Оп. 5. Д. 5281. Л. 4 об. — 5; Д. 5380. Л. 425. 298 Там же. Оп. 5. Д. 5281. Л. 1-1 об.; Д. 5380. Л. 412 об., 415; Д. 5384. Л. 6 -6 об., 79-79 об. 299 Там же. Оп. 2. Д. 596. Л. 765; Д. 703. Л. 43; Оп. 5. Д. 2889. Л. 10, 11 об.; Д. 3144. Л. 22; Д. 4280. Л. 7 об.; Д. 4824. Л. 14 об.; Д. 5281. Л. 22-22 об.; Д. 5291. Л. 700 об., 721; Д. 5380. Л. 440, 441 об. —442. 300 Там же. Оп. 5. Д. 3364. Л. 41. 301 Там же. 302 Там же. Д. 1917. Л. 2-3.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz