Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
262 Глава 4 В приходо-расходных книгах Соловецкого и Крестного Онежского мо настырей, Холмогорского архиерейского дома вместо терминов покрутил и крутил использовались схожие по смыслу слова. Так, в приходо-расход ных книгах Крестного монастыря наем и отправка артели на Мурман опре делялись глаголом отпустил. В случае с мурманской артелью архиерейско го дома наиболее распространенными терминами найма были договор и ряд. По договору производились выплаты промышленникам перед походом на промысел и после его завершения. В документах не встречаются понятия, указывающие на использование епархиальной властью вотчинной юрисдик ции для привлечения крестьян на промысел. Отсутствие в приходо-расходных книгах Соловецкого и Крестного Онеж ского монастырей термина покрутил не означает, что он совсем не использо вался. Так, в письме приказчика вёшнего промысла Соловецкого монастыря Марка Силуянова от 31 марта 1716 г. говорится о покруте на промысел «ста рых прошлогодных» кормщиков. Им же были испокручены и рядовые про- мышленники284. Термин покрутил в значении найма встречается и в догово ре Соловецкого монастыря с мурманскими промышленниками от 15 марта 1793 г.285 Для термина покрутил использовались пояснения. Так, в документах Николо-Корельского монастыря используется прилагательное окольная, указывающее на маршрут покрученной артели. Покрученные промышлен ники обязывались «итти в окольную», т. е. вкруговую286. Таким образом, при найме промышленники обязывались сходить на промысел и вернуться обратно на Двину, чтобы доставить добычу и получить расчет от монастыря за работу. Прилагательное вешнее указывает на сезон промысла. Промысел на Мурманском берегу начинался весной, в апреле —мае, и заканчивался в июне. Ко второй группе терминов относятся понятия, раскрывающие выплаты накануне похода, основную плату за промысел, нерегулярные выплаты. Хо зяйственные документы монастырей позволяют говорить о том, что значе ние одного и того же понятия в разных географических районах могло силь но различаться. Возможно, за этой разницей скрывались локальные черты экономических отношений организаторов мурманского промысла с артелью, использовавшиеся и духовными организациями. Накануне похода на Мурманский берег промышленникам выплачива лись свершонок и ссуда . Термин свершонок получил объяснение в работах второй половины XIX в., посвященных мурманскому промыслу. Основное значение слова — награда, выдаваемая хозяином кормщику по окончании промысла287. 284 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 898. Л. 88-89 об. 285 Там же. Оп. 2. Д. 1965. Л. 6. 286 Сл. РЯ XI-XVII вв. Вып. 12. М., 1987. С. 335. 287 Подвысоцкий А.И. Указ. соч. С. 117.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz