Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

Инфраструктура промысловой колонизации 257 таких взаимоотношений является деятельность промышленников из Шуе- рецкой волости Никиты Чиракина и Власа Ермолина, совместно владевших крупным морским судном — кочмарой «Святой Андрей Первозванный». В июле 1795 г. кочмара отправилась в становища Мурманского берега для транспортировки продовольствия и снастей к промысловому сезону 1796 г.245 Помимо запасов, предназначенных для артелей самих владельцев корабля, Н. Чиракина и В. Ермолина, трудившихся в становищах Щербиниха и Кек- куры, перевозились запасы и других хозяев артелей. Ими были крестьяне из селений Поморского берега: П. С. Ласкин (Сорока), Ф. И. Смагин (Сухой Наволок), И. И. Евстратов (Сумский острог) и Е. П. Каншеев (Шижня)246. Все они дали доверенности Н. Чиракину, который должен был купить в Ар­ хангельске необходимые к промыслу запасы и перевезти их на Мурманский берег247. 27 июля, 8 и 13 августа 1795 г. запасы на кочмаре были доставлены промышленникам в становища Щербиниху и Семиостровское248. Разные типы артельных объединений — единоличные и основанные на кооперации равных участников —известны и для монастырей Поморья, участвовавших в мурманском рыбном промысле. Примером развития кол­ лективных артелей выступает деятельность Николо-Корельского монастыря во второй четверти XVII в. В лице владельцев крупных морских судов (ло- дей), совершавших походы на Мурманский берег, монастырь находил ком­ паньонов для совместного промысла. Состав промышленников-компаньонов не был постоянным, однако обнаруживается тенденция к долговременному сотрудничеству монастыря с некоторыми из них. Как правило, компаньон был не один, а двое или трое. В разные годы компаньонами монастыря были: 1632 г. —С. Я. Русинов249; 1634 г. —В. П. Капшин, С. Я. Русинов, М. С. Шва- рев250; 1635 г. —С. Я. Русинов, М. Швалев (Шварев —?)251; 1637 г. —В. Онто­ манов, С. Я. Русинов, М. С. Шварев252; 1638 г. —В. Онтоманов, М. С. Шварев, Ф. (Шестой) Щербинин253; 1639 г. —П. Гречюха, Г. Шварев, Ф. Щербинин254; 1640 г. — П. Гречюха, Ф. Щербинин255; 1646 г. —Д. Афанасьев256; 1649 г. — А. Мачка, А. Щербинин257; 1650 г. — А. Мачка, С. Шубной258; 1651 г. — 245 ГААО. Ф. 51. Оп. 6. Т. 1. Д. 248. Л. 1. 246 Все селения находились в Повенецком уезде. 247 ГААО. Ф. 51. Оп. 6. Т. 1. Д. 248. Л. 12-16 об. 248 Там же. Л. 30-31. 249 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 156. Л. 15. 250 Там же. Д. 172. Л. 36 об. —37. 251 Там же. Д. 180. Л. 27. 252 Там же. Д. 198. Л. 19 об. —20. 253 Там же. Д. 220. Л. 28 об. —29. 254 Там же. Д. 217. Л. 31 об. 255 Там же. Д. 218. Л. 31 об. 256 Там же. Д. 331. Л. 16. 257 Там же. Д. 378. Л. 3 об., 8 об. 258 Там же. Д. 383. Л. 9 -9 об., 14-14 об.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz