Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
Инфраструктура промысловой колонизации 247 нижнего земского суда. В 1790 г. возник конфликт между кемским мещани ном Алексеем Ломовым и нанятым им на промысел кормщиком, крестья нином Летнерецкой волости Степаном Петровым с. Реткиным199. Кормщик подрядился на промысел в 1788 г., взяв у хозяина в долг 69 руб., которые должен был возместить трехлетней работой на мурманском промысле. От ходив на промысел два года, Реткин обвинил хозяина в том, что тот ему ни разу не выплатил свершонка200. В сообщении суда об этом деле уточняет ся, что еще в 1787 г. Олонецкое наместничье правление предписало, чтобы «граждане (городские жители — С. Н.) никакими с крестьянами писмами не обязывались»201. «Писма» не рассматривались властью как правомочный юридический договор. Насколько широко была распространена практика составления таких «писем» при найме на промысел, из материалов одного дела, конечно, понять невозможно. Опрошенные по этому делу другие хозя ева мурманского промысла из среды кемских мещан и купцов не приводили фактов, подтверждающих эту практику. Мещанин Яков Евтефиев с. Онеев, который мурманский промысел «из давных лет имеет», строил отношения с артелью «без учиненных договоров, а по старинному заведению»202. Тем са мым, хозяин полагался на сложившийся с давних времен комплекс обычаев, определявших внутреннюю организацию артели. Таким образом, договор на мурманском промысле мог быть устным, за ключенным в присутствии свидетелей. Даже оформление письменного дого вора не избавляло от возможности его расторжения одной из сторон, порою без всяких видимых причин. Практика заключения устных договоров, ухо дящая корнями в Средневековье, в конце XVIII —начале XIX в. была рас- 203 пространена в среде не только крестьян, но и купечества . Традиция заключения договоров мурманских промышленников с духов ными организациями прослеживается для конца XVII —XVIII в., о чем го ворят стандартные формулировки приходо-расходных книг о «рядах» с ар телью. Тексты всех сохранившихся договоров относятся только к XVIII в.; к настоящему времени они неравномерно представлены в архивных собра ниях монастырей и Холмогорского архиерейского дома. Так, единичными являются договоры Крестного Онежского монастыря (1755 г.) и Холмогор ского архиерейского дома (1754 и 1755 гг.). В большем количестве дошли до нас договоры Николо-Корельского и Соловецкого монастырей. Рассматриваемым договорам присущ ряд общих черт. Они носили офи циальный характер, заключались при участии всех членов артели с руковод ством монастыря: игуменом или архимандритом, монастырским собором. 199 НА РК. Ф. 253. Оп. 1. Д. 141. 200 Там же. Л. 1. 201 Там же. Л. 1 об. 202 Там же. Л. 4. 203 Гузакова М.В. «Торговые обстоятельства» в переписке купцов Булдаковых / / Российская история. 2017. № 4. С. 39.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz