Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
234 Глава 4 приходо-расходные книги служб, сохранившиеся, к сожалению, в незначи тельном количестве116. Участие приказчиков в организации промысла было закреплено и в выдаваемых им инструкциях, в 1787 и 1789 гг. составленных архимандритом Иеронимом. Инструкции возлагали на приказчика отправку («отпуск») артели на промысел, выдачу задатков в соответствии с реестром, а также выдачу денег поверенным на нужды промысла117. Порядок формирования монастырских артелей для «безвотчинного» пе риода раскрывается в переписке старосты Нюхотской волости А. Т. Юрьева и кормщиков с монастырским приказчиком Сумского острога иеромонахом Карпом. Переписка датируется февралем —мартом 1789 г.118 Из переписки видно, что в Нюхче были покручены две артели —Ивана Шумилова и Миха ила Сергозерова119. Иеромонах Карп просил волостного старосту поторопить промышленников в Сумский острог, куда им надо было прибыть к 11 марта. Главным средством рекрутирования в артель были выплаты промышленни кам на уплату податей, сделанные сумским приказчиком иеромонахом Кар пом. На эти выплаты было потрачено 38 руб. 90 коп.120 Промышленники и сами могли проявлять инициативу при поступле нии на промысел. С таким предложением к монастырским властям в декаб ре 1768 г. обратился штатный служитель Мирон Кошкин, прося зачислить его в кормщики121. Самостоятельно нанялся на промысел крестьянин Сумо- стровской деревни Повенецкой округи С. И. Воронов в ноябре 1786 г.122Кре стьянские общества могли оформить приговор об отправке на мурманский промысел промышленников. Именно так поступили в сентябре 1783 г. кре стьянские общества Нюхотской, Подпорожской и Сороцкой волостей, выд- 123 винув на промысел девять человек . Таким образом, после 1764 г. вотчинные механизмы, несмотря на свое ослабление, продолжали использоваться администрацией Соловецкого мо настыря для комплектования артелей. При этом на первое место выходит экономическая заинтересованность в привлечении артели на промысел. Очень симптоматично, что иеромонах Карп называет нюхотского старосту «наш благодетель» и в самых благостных выражениях («от имяни святыя обители прошу вас») просит поторопить артель к выходу в Сумский острог. 116 Книги приходорасходчика солдата Сидора Корнилина за 1773-1774 гг., пове ренного солдата Бориса Савинова за 1779-1780 гг., иеродиакона Григория за 1785 1786 гг., иеромонаха Карпа за 1789 г., монаха Феофана за 1790-1791 гг. См.: РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5013. Л. 33; Д. 5189. Л. 4 об. —5 об., 16; Д. 5354. Л. 4 -4 об., 10, 12, 14 об. —15, 18, 21, 24 об., 25 об., 28, 29-29 об., 33 об.; Д. 5442. Л. 7 об.; Д. 5448. Л. 4. 117 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5398. Л. 3; Д. 5427. Л. 1 об. 118 Там же. Д. 5433. Л. 337-343. 119 Там же. Л. 339-340. 120 Там же. Л. 343. 121 Там же. Д. 4836. Л. 21. 122 Там же. Д. 5380. Л. 431-431 об. 123 Там же. Оп. 2. Д. 596. Л. 766-766 об.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz