Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

Инфраструктура промысловой колонизации 225 не стаивал»58. Таким образом, при назначении хозяин учитывал стаж и долж­ ность промышленника, а также мнение других членов артели. В материалах хозяйственных служб Соловецкого монастыря встречают­ ся определенные намеки на то, как происходило формирование крестьянских мурманских артелей. Так, в марте 1761 г. один из монастырских промышлен­ ников —крестьянин Шуерецкой волости Дмитрий Фофанов —во время по­ хода в Колу заболел и в Керети, где артель остановилась на отдых, отделился от нее и отправился домой. Монастырская администрация, обращаясь к при­ казчику Кемской службы Фадею Норкину, приказала «крестьяном ево нани­ мать никому не велеть»59. Поступление работником в артель могло вызвать и препятствие в найме. В октябре 1728 г. шуеречанин, отставной матрос60жа­ ловался соловецкому архимандриту Варсонофию на то, что, выйдя в отстав­ ку и вернувшись домой, он столкнулся с нежеланием крестьян брать его «на Мурманское море промышлять трески в работники из покрута»61. Проситель объяснял это болезнью62, приобретенной во время службы и послужившей причиной отставки. Порядок формирования артелей монастырей Поморья не всегда про­ слеживается по источникам. Практически невозможно установить, кто вы­ ступал инициатором найма работников на промысел —монастырь или сами промышленники. Приходо-расходные книги содержат минимум информа­ ции о взаимоотношениях организатора и артели, выходящих за пределы эко­ номических. Однако некоторые моменты, связанные с порядком формирова­ ния артелей, выявить можно. Один из путей формирования артелей заключался в вольном найме про­ мышленников. Поручения привлечь работников к промыслу могли давать­ ся служебникам, возглавлявшим артель, или кормщикам. Так, в феврале 1714 г. казначей Николо-Корельского монастыря Савва выдал служебнику В. А. Кожину 2 руб. для поездки в Холмогоры, где тот должен был «рядить покручеников» на промысел63. Выдачей небольших сумм мурманским про­ мышленникам, напомним, занимались и приказчики Холмогорской службы монастыря. Таким образом, Холмогоры были одним из основных мест, где монастырь через свои структуры и доверенных лиц набирал артель к промы­ словому сезону. Активную роль в формировании артелей играли и слуги Соловецкого монастыря. Так, в доношении слуги мурманского промысла Марка Силуяно- ва монастырским властям, составленном в марте 1716 г.64, сообщается о том, 58 Максимов С.В. Год на Севере. Архангельск, 1984. С. 192-194. 59 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 4060. Л. 28. 60 Имя в документе не указано. 61 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. Д. 995. Л. 9 об. 62 В документе название болезни не раскрывается; указывается, что ее приступы носили регулярный («помесячня скорбь») характер. 63 ГААО. Ф. 191. Оп. 2. Д. 38. Л. 26 об. 64 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 898. Л. 88-89 об.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz