Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

220 Глава 4 В хозяйственных документах духовных организаций Поморья, свя­ занных с мурманским промыслом, неотчетливо видна младшая возраст­ ная группа артели —зуйки. Косвенные сведения о зуйках имеются в запи­ сях приходо-расходных книг о том, что тот или иной промышленник брал на Мурман сына. У нас нет уверенности в том, что зуйков регулярно брали на промысел: слишком редко о них говорится в монастырских документах. Для взятия в артель зуйка требовалось специальное согласие монастыр­ ской администрации. В 1763 г. кормщики Соловецкого монастыря Иван Епифанов и Василий Собачкин обратились с такой просьбой к слуге мур­ манского промысла Михаилу Максимову. Разрешение было получено, но с условием содержать малолетних работников на своем коште37. Из доноше- ния кормщика И. Епифанова следует, что он брал с собой в зуйки сына и в 1762 г.38 По одному зуйку входило в состав артели в 1787 и 1789 гг. Это Иван Легких и Иван Алексеев с. Корманов39. В 1793 г. в состав артели вхо­ дило двое зуйков —Лука Михайлов с. Круглых и Никита Никитин с. Лу- кин40. Некоторые зуйки были детьми покручеников: И. А. Корманов был сыном А. М. Корманова, Л. М. Круглых —сыном М. М. Круглых. Привле­ чение на промысел зуйков было и средством приобщения подрастающего поколения к промыслу, и возможностью для промышленников извлечь до­ полнительный доход. Статусные позиции в артели —кормщик и покрученик —были устойчи­ вы, о чем говорят редкие примеры профессиональной карьеры. Так, для арте­ ли Николо-Корельского монастыря такая карьера прослеживается в случае с Романом Ивановым с., И. В. Давыдовым. Единичны случаи перехода по- кручеников в кормщики и в артели Соловецкого монастыря. Такие примеры дают биографии Никиты Воронина, Ивана Козмина, Сидора Титова. Для мурманской артели Холмогорского архиерейского дома также из­ вестны два случая карьерного продвижения покрученика в карбасники. Так, В. А. Абрамов в 1754 г. известен как покрученик на архиерейском промысле, а в 1755-1756 гг. —как карбасник. Для 1696 г. известен покрученик Ивашка Трескин, который в 1710 и 1714 гг. уже был карбасником. В целом для ар­ тели архиерейского дома скорее характерно строгое распределение должно­ стей между карбасниками и покручениками. Немногочисленные источники по истории новоземельского промысла крестьян и посадских людей Поморья, выявленные и проанализирован­ ные в работах исследователей, не содержат полноценных данных об артели. В таможенной книге Холмогор 1682 г. приводятся сведения о прибывших (1787 г.), Федор Чистиков (1793 г.). См.: РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. Д. 596. Л. 732, 733; Д. 597. Л. 58 об.; Д. 1965. Л. 5; Оп. 5. Д. 5380. Л. 415; Д. 5384. Л. 6 об.; Д. 5433. Л. 295 об. 37 Там же. Оп. 5. Д. 4464. Л. 8. 38 Там же. Л. 17. 39 Там же. Оп. 5. Д. 5380. Л. 416; Д. 5433. Л. 295 об. 40 Там же. Оп. 2. Д. 1965. Л. 5.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz