Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

218 Глава 4 Примером таких отношений являются биографии кормщиков Соловецко­ го монастыря В. С. Собачкина и И. В. Епифанова. Первый из них в ноябре 1761 г. подал архимандриту Досифею доношение с просьбой освободить его от промысла. По признанию В. С. Собачкина, он ходил от монастыря на Мурман девятый год, т. е. с 1752 г.29 Просьба не была удовлетворена, о чем говорит упоминание имени кормщика в документах промысла в те­ чение следующих трех лет. Значительно дольше ходил на Мурман кормщик И. В. Епифанов. Из по­ данного в декабре 1761 г. доношения следует, что он участвовал в промысле на протяжении последних 22 (!) лет, т. е. с 1739 г.30Его просьба тоже осталась неудовлетворенной: до 1763 г. кормщик продолжал выходить на промысел. Более 10 лет подряд на промысел выходили кормщики Крестного Онежского монастыря П. И. Негодяев, К. Симанов, Л. Н. Турыгин. В случае с Л. Н. Турыгиным выявляется и семейная преемственность. Так, в 1680 г. кормщиком был Никифор Турыгин31—по всей видимости, отец Левки. Детали биографического характера, связанные с работой на Холмогор­ ский архиерейский дом, раскрываются в челобитной карбасника Федора Корнилова, поданной архиепископу Рафаилу в 1709 г. В челобитной со­ держалась просьба об освобождении от мирской повинности, возложенной на него крестьянами Куростровской волости32. Свой отказ от выполнения мирской повинности карбасник мотивировал желанием выйти на промы­ сел, куда был «приговорен» архиерейским казначеем Варсонофием. По сло­ вам Корнилова, в промысле он участвовал в бытность архиепископа Афана­ сия (Любимова) 14 лет, и после смерти архиерея до вступления на престол Рафаила ходил на Мурман «повсегодно»33. Простой арифметический под­ счет показывает, что трудовой стаж карбасника на архиерейском промысле составил 21 год. Таким образом, ходить на промысел он начал в 1688 г. Порядка 30 лет выходил на промысел и архиерейский карбасник И. Ха­ баров. 25 марта 1720 г. он скончался в Керети во время похода вёшней артели в Кольский острог34. Состав покручеников не был таким устойчивым, как состав кормщи- ков/карбасников. Данные о количестве выходов рядовых работников артели приведены ниже. Преобладающую часть покручеников для всех трех духовных организа­ ций составляли те, кто выходил на промысел не более одного раза: 78 и 84 % у Николо-Корельского монастыря и Холмогорского архиерейского дома, 63 % у Соловецкого монастыря. 29 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 4008. Л. 2 -2 об. 30 Там же. Л. 4 -4 об. 31 РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 306. Л. 73. 32 ГААО. Ф. 31. Оп. 3. Д. 181. Л. 1-1 об. 33 Там же. 34 ГААО. Ф. 831. Оп. 1. Д. 594. Л. 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz