Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
218 Глава 4 Примером таких отношений являются биографии кормщиков Соловецко го монастыря В. С. Собачкина и И. В. Епифанова. Первый из них в ноябре 1761 г. подал архимандриту Досифею доношение с просьбой освободить его от промысла. По признанию В. С. Собачкина, он ходил от монастыря на Мурман девятый год, т. е. с 1752 г.29 Просьба не была удовлетворена, о чем говорит упоминание имени кормщика в документах промысла в те чение следующих трех лет. Значительно дольше ходил на Мурман кормщик И. В. Епифанов. Из по данного в декабре 1761 г. доношения следует, что он участвовал в промысле на протяжении последних 22 (!) лет, т. е. с 1739 г.30Его просьба тоже осталась неудовлетворенной: до 1763 г. кормщик продолжал выходить на промысел. Более 10 лет подряд на промысел выходили кормщики Крестного Онежского монастыря П. И. Негодяев, К. Симанов, Л. Н. Турыгин. В случае с Л. Н. Турыгиным выявляется и семейная преемственность. Так, в 1680 г. кормщиком был Никифор Турыгин31—по всей видимости, отец Левки. Детали биографического характера, связанные с работой на Холмогор ский архиерейский дом, раскрываются в челобитной карбасника Федора Корнилова, поданной архиепископу Рафаилу в 1709 г. В челобитной со держалась просьба об освобождении от мирской повинности, возложенной на него крестьянами Куростровской волости32. Свой отказ от выполнения мирской повинности карбасник мотивировал желанием выйти на промы сел, куда был «приговорен» архиерейским казначеем Варсонофием. По сло вам Корнилова, в промысле он участвовал в бытность архиепископа Афана сия (Любимова) 14 лет, и после смерти архиерея до вступления на престол Рафаила ходил на Мурман «повсегодно»33. Простой арифметический под счет показывает, что трудовой стаж карбасника на архиерейском промысле составил 21 год. Таким образом, ходить на промысел он начал в 1688 г. Порядка 30 лет выходил на промысел и архиерейский карбасник И. Ха баров. 25 марта 1720 г. он скончался в Керети во время похода вёшней артели в Кольский острог34. Состав покручеников не был таким устойчивым, как состав кормщи- ков/карбасников. Данные о количестве выходов рядовых работников артели приведены ниже. Преобладающую часть покручеников для всех трех духовных организа ций составляли те, кто выходил на промысел не более одного раза: 78 и 84 % у Николо-Корельского монастыря и Холмогорского архиерейского дома, 63 % у Соловецкого монастыря. 29 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 4008. Л. 2 -2 об. 30 Там же. Л. 4 -4 об. 31 РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 306. Л. 73. 32 ГААО. Ф. 31. Оп. 3. Д. 181. Л. 1-1 об. 33 Там же. 34 ГААО. Ф. 831. Оп. 1. Д. 594. Л. 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz