Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

214 Глава 4 мом примере артелью называется не хозяйственная единица, а товарищество двух кормщиков. Для группы терминов, характеризующих артель новоземельского про­ мысла, также выявляются как общие, так и особенные черты, имеющие ло­ кальную привязку. Думаем, что это обусловлено лексическими особенно­ стями районов Поморья, с которыми была связана деятельность духовных организаций: Подвинья (Николо-Корельский монастырь и Холмогорский архиерейский дом) и Пинеги (Красногорский монастырь). Объединение промышленников, имевшее не только общие хозяйствен­ ные интересы, но и представлявшее собой иерархическую структуру, в хо­ зяйственных книгах духовных организаций Подвинья не имеет общего оп­ ределения. Оно могло называться по роду деятельности его участников промышленники или домовые промышленные люди. В последнем случае рас­ крывается связь с организатором промысла. Название объединения промыш­ ленников могло быть образовано на топонимической основе — новоземельцы. Этот термин, связанный с районом ведения промысла, редко используется в документах. Он аналогичен определению промышленников мурманского промысла — мурманщики. Определение артель, привычное для исследователей народной жизни XIX —начала XX в. и современных ученых, встречается только в приходо­ расходных книгах Красногорского монастыря. Котляна — крупное промысловое объединение, включавшее несколько самостоятельных артелей, объединившихся накануне или во время промы­ сла. Этот термин встречается единожды в приходо-расходной книге при­ казчика Холмогорской службы Николо-Корельского монастыря Иессея 1690 г.23 Руководители артелей во всех источниках называются кормщиками , иногда с уточнением кочевой кормщик 24, указывающим на тип судна, исполь­ зовавшегося на промысле. Рядовые участники промысла назывались промышленниками, покручени- ками или работными . Термин покрученик указывает на тип экономических взаимоотношений работника и организатора промысла. Приходо-расходные книги Красногорского монастыря для обозначе­ ния членов артели используют ряд терминов, не встречающихся в докумен­ тах других духовных организаций Подвинья. Так, термин хозяин имеет до­ статочно широкое смысловое значение. Из семи упомянутых в документах хозяев пятеро известны как кормщики новоземельского промысла. Нельзя исключать того, что это определение использовалось как синоним кормщи­ ка. Действительно, на промысле кормщик был хозяином, главным распоря­ дителем во всех делах. 23 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 897. Л. 4 об. 24 Там же. Д. 1049. Л. 12; Ф. 309. Оп. 3. Д. 18. Л. 44 об.; РГАДА. Ф. 1389. Оп. 1. Д. 684. Л. 1 об.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz