Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
214 Глава 4 мом примере артелью называется не хозяйственная единица, а товарищество двух кормщиков. Для группы терминов, характеризующих артель новоземельского про мысла, также выявляются как общие, так и особенные черты, имеющие ло кальную привязку. Думаем, что это обусловлено лексическими особенно стями районов Поморья, с которыми была связана деятельность духовных организаций: Подвинья (Николо-Корельский монастырь и Холмогорский архиерейский дом) и Пинеги (Красногорский монастырь). Объединение промышленников, имевшее не только общие хозяйствен ные интересы, но и представлявшее собой иерархическую структуру, в хо зяйственных книгах духовных организаций Подвинья не имеет общего оп ределения. Оно могло называться по роду деятельности его участников промышленники или домовые промышленные люди. В последнем случае рас крывается связь с организатором промысла. Название объединения промыш ленников могло быть образовано на топонимической основе — новоземельцы. Этот термин, связанный с районом ведения промысла, редко используется в документах. Он аналогичен определению промышленников мурманского промысла — мурманщики. Определение артель, привычное для исследователей народной жизни XIX —начала XX в. и современных ученых, встречается только в приходо расходных книгах Красногорского монастыря. Котляна — крупное промысловое объединение, включавшее несколько самостоятельных артелей, объединившихся накануне или во время промы сла. Этот термин встречается единожды в приходо-расходной книге при казчика Холмогорской службы Николо-Корельского монастыря Иессея 1690 г.23 Руководители артелей во всех источниках называются кормщиками , иногда с уточнением кочевой кормщик 24, указывающим на тип судна, исполь зовавшегося на промысле. Рядовые участники промысла назывались промышленниками, покручени- ками или работными . Термин покрученик указывает на тип экономических взаимоотношений работника и организатора промысла. Приходо-расходные книги Красногорского монастыря для обозначе ния членов артели используют ряд терминов, не встречающихся в докумен тах других духовных организаций Подвинья. Так, термин хозяин имеет до статочно широкое смысловое значение. Из семи упомянутых в документах хозяев пятеро известны как кормщики новоземельского промысла. Нельзя исключать того, что это определение использовалось как синоним кормщи ка. Действительно, на промысле кормщик был хозяином, главным распоря дителем во всех делах. 23 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 897. Л. 4 об. 24 Там же. Д. 1049. Л. 12; Ф. 309. Оп. 3. Д. 18. Л. 44 об.; РГАДА. Ф. 1389. Оп. 1. Д. 684. Л. 1 об.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz