Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
Инфраструктура промысловой колонизации 213 Зафиксированные в словарях и специальной литературе «профессио нальные» определения членов мурманской артели встречаются не во всех источниках духовных организаций Поморья. Приходо-расходные кни ги и документы мурманского промысла Крестного Онежского монастыря и Холмогорского архиерейского дома не содержат примеров специальной терминологии артели. Различают иерархию внутри артели некоторые казначейские прихо до-расходные книги Николо-Корельского монастыря. Так, в статье «От пуск мурманской» приходо-расходной книги казначея старца Сергия 1684 1685 гг. сообщается о выдаче перед походом основных выплат (свершонка и ссуды) карбасникам и «рядовым: тяглым, и веселщиком, и наживалщиком, 18 девяти человеком» . С таким же списком артельных должностей встречаем ся и в приходо-расходных книгах казначеев старцев Макария 1719-1720 гг. и Никодима 1720-1721 гг. Последовательность все та же: тяглец, весельщик и наживальщик19. Отметим, что и в том, и в другом случае монастырскими казначеями передана устойчивая иерархическая последовательность долж ностей артели. Такая осведомленность, а также исключительность самого об ращения казначеев к артельным должностям позволяют высказать предпо ложение о хорошем знакомстве старцев Сергия и Макария с организацией мурманской артели. Не исключено, что до пострига они и сами были мур манскими промышленниками. Должности мурманской артели встречаем и в документах мурманского промысла Соловецкого монастыря второй половины XVIII в. Их сохранили документы о выборах промышленников крестьянскими обществами, произ водившиеся по требованию вотчинной администрации монастыря20, реестры выданных промышленникам ссуд21. Таким образом, терминология, опреде ляющая статус промышленника в артели, зафиксирована в документах, вы шедших из крестьянской среды. Приходо-расходные книги монастыря не от ражают внутренней структуры артели. Понятие артель в рассматриваемых документах не использовалось. Одно из исключений представляет запись в приходо-расходной книге каз начея Николо-Корельского монастыря Игнатия 1737 г. о покупке вина двум судовым кормщикам, отправившимся «в артель» в Колу 22. В рассматривае 18 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 789. Л. 40; Оп. 2. Д. 59. Л. 4. Отметим, что «карбасники» и «тягалщики» (тяглецы) называются и в приходо-расходной книге казначея Генна дия 1688-1689 гг. Они противопоставлены рядовым членам артели при выдаче сукна на вачеги: шести карбасникам и тяглецам выдано 12 локтей (5,4 м), шести рядовым — 8 локтей (3,6 м). См.: Там же. Оп. 1. Д. 826. Л. 81. 19 Там же. Д. 1508. Л. 51 об. —52. 20 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. Д. 703. Л. 6 об.; Оп. 5. Д. 3015. Л. 17-17 об., 18; Д. 4445. Л. 7, 14, 17, 20 об.; Д. 4464. Л. 30. 21 Там же. Оп. 5. Д. 3144. Л. 8 об. —9 об.; Д. 4464. Л. 3 -3 об.; Д. 5281. Л. 1-1 об. 22 ГААО. Ф. 191. Оп. 2. Д. 173. Л. 31 об.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz