Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

212 Глава 4 деление стенной использовалось по отношению не ко всем покрученикам, а только к части. Так, из шести покручеников, отправившихся на промы­ сел в феврале 1705 и 1706 гг., стенными названы четверо12. Выяснить зна­ чение выражения не удалось, поскольку существительное стена и прила­ гательное стенной не обнаруживают значений, связанных с промыслом 13. В «Тетради... отпуска на Мурманское карбасников и покручеников» 1697 г. встречается аналогичное выражение: «стенной карбас»14. Остается только гадать, есть ли какая-то взаимосвязь между «стенным карбасом» и «стен­ ными покручениками»? Руководители артелей назывались кормщиками или карбасниками (от названия промыслового судна — карбаса). Термин карбасник известен ис­ ключительно для Подвинья и может рассматриваться как диалектный. Он встречается в документах Николо-Корельского монастыря15и Холмогорско­ го архиерейского дома. В приходо-расходных книгах Холмогорского архиерейского дома разли­ чаются карбасник —руководитель малой артели судна —и кормщик —руко­ водитель большой артели, включавшей несколько карбасов. А. Я. Ефименко было замечено, что кормщик по отношению к артели своего карбаса был кар- басником, т. е. равным по статусу другим карбасникам, входившим в боль­ шую артель16. В таком случае, чем же он отличался от других карбасников? Кормщику поручались деньги для нужд промысла. Начиная с XVIII в., ког­ да происходит сокращение состава артели, должность кормщика «номиналь­ ной» лодьи исчезает. Источники знают уже только карбасников как руково­ дителей артели. Аналогичным по значению кормщику большой артели мурманского про­ мысла архиерейского дома был старший кормщик артели Соловецкого мона­ стыря второй половины XVIII в.17 Работники артели выполняли в период промысла различные функции, что нашло отражение в терминологии. Так, тяглец тянул ярус, наживотчик наживлял рыболовные крючки яруса, весельщик греб веслами. Эти должно­ сти имели статусное значение, как свидетельствуют этнографические мате­ риалы X IX -XX вв. 12 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 1241. Л. 64 об.; Д. 1269. Л. 48. 13 Такие значения не фиксируются словарями. См.: Сл. РЯ XI-XVII вв. Вып. 28. М., 2008. С. 45-49; СПЛСР. Вып. 3. С. 356. 14 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 1078. Л. 6 об. 15 В приходо-расходной книге Николо-Корельского монастыря 1684-1686 гг. встречается и гибридное определение «карбасный кормщик». См.: ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 789. Л. 40. 16 Ефименко А.Я. Артели Архангельской губернии. Ч. 2: Артели для лова рыбы. С. 6. 17 Старшие кормщики упоминаются в ряде документов мурманского промысла Соловецкого монастыря. См.: РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. Д. 596. Л. 769; Оп. 5. Д. 5281. Л. 74; Д. 5291. Л. 659.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz