Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
212 Глава 4 деление стенной использовалось по отношению не ко всем покрученикам, а только к части. Так, из шести покручеников, отправившихся на промы сел в феврале 1705 и 1706 гг., стенными названы четверо12. Выяснить зна чение выражения не удалось, поскольку существительное стена и прила гательное стенной не обнаруживают значений, связанных с промыслом 13. В «Тетради... отпуска на Мурманское карбасников и покручеников» 1697 г. встречается аналогичное выражение: «стенной карбас»14. Остается только гадать, есть ли какая-то взаимосвязь между «стенным карбасом» и «стен ными покручениками»? Руководители артелей назывались кормщиками или карбасниками (от названия промыслового судна — карбаса). Термин карбасник известен ис ключительно для Подвинья и может рассматриваться как диалектный. Он встречается в документах Николо-Корельского монастыря15и Холмогорско го архиерейского дома. В приходо-расходных книгах Холмогорского архиерейского дома разли чаются карбасник —руководитель малой артели судна —и кормщик —руко водитель большой артели, включавшей несколько карбасов. А. Я. Ефименко было замечено, что кормщик по отношению к артели своего карбаса был кар- басником, т. е. равным по статусу другим карбасникам, входившим в боль шую артель16. В таком случае, чем же он отличался от других карбасников? Кормщику поручались деньги для нужд промысла. Начиная с XVIII в., ког да происходит сокращение состава артели, должность кормщика «номиналь ной» лодьи исчезает. Источники знают уже только карбасников как руково дителей артели. Аналогичным по значению кормщику большой артели мурманского про мысла архиерейского дома был старший кормщик артели Соловецкого мона стыря второй половины XVIII в.17 Работники артели выполняли в период промысла различные функции, что нашло отражение в терминологии. Так, тяглец тянул ярус, наживотчик наживлял рыболовные крючки яруса, весельщик греб веслами. Эти должно сти имели статусное значение, как свидетельствуют этнографические мате риалы X IX -XX вв. 12 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 1241. Л. 64 об.; Д. 1269. Л. 48. 13 Такие значения не фиксируются словарями. См.: Сл. РЯ XI-XVII вв. Вып. 28. М., 2008. С. 45-49; СПЛСР. Вып. 3. С. 356. 14 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 1078. Л. 6 об. 15 В приходо-расходной книге Николо-Корельского монастыря 1684-1686 гг. встречается и гибридное определение «карбасный кормщик». См.: ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 789. Л. 40. 16 Ефименко А.Я. Артели Архангельской губернии. Ч. 2: Артели для лова рыбы. С. 6. 17 Старшие кормщики упоминаются в ряде документов мурманского промысла Соловецкого монастыря. См.: РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. Д. 596. Л. 769; Оп. 5. Д. 5281. Л. 74; Д. 5291. Л. 659.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz