Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

Инфраструктура промысловой колонизации 211 К особенным терминам артели относится и наименование лодья, ис­ пользуемое в приходо-расходных книгах Холмогорского архиерейского дома конца XVII в. Обратившая на него внимание А. Я. Ефименко пришла к выводу, что «лодья, по-видимому, считалась идеальной единицей, ко­ торая клалась в основание дележа промысловой добычи между предпри­ нимателем... и промысловыми артелями»7. Лодья (объединение промыш­ ленников) подразделялась на малые артели, соответствующие основной производственной единице —карбасу8. С этим наблюдением можно согла­ ситься: суда промышленников —лодьи и карбасы —рассматривались в ка­ честве обозначения и для самой производственной единицы —артели. Та­ ким образом, можно выделить большую артель, включающую несколько малых артелей. Общими для всех участников промысла были такие термины, как веш­ ние/мурманские промышленники, мурманщики, покрученики. К ним могли добавляться определения уточняющего характера: домовые (Холмогорского архиерейского дома) или монастырские. Перечисленные термины указыва­ ли на профессиональную (промышленник), географическую (мурманский), сезонную (вёшний) и социальную (покрученик) принадлежность участни­ ков промысла. Основное занятие промышленников —лов рыбы — практически не от­ разилось в терминологии. Исключение составляет слово удебщик — рыбак, встречающееся в приходо-расходных книгах Николо-Корельского монасты­ ря второй четверти XVII в.9Устойчивым термином оно не стало. Сами участники артелей называли друг друга товарищами , связанными круговой порукой. Так, в договоре архиерейского дома с артелью содержит­ ся следующее утверждение: «И в том они, кормщики и рядовые, обязуются. друг по друге порукою»10. Круговая порука — распространенный институт коллективной ответственности, известный крестьянской общине. Использо­ вание поруки в артели говорит о наличии устойчивых социальных связей. Внутри артели существовала иерархия, также нашедшая свое отражение в источниках. Наиболее распространенными терминами, встречающимися в приходо-расходных книгах и документах промысла, были покрученик и р я ­ довой. Оба термина выступали как синонимы. С первым из них связано и выражение стенной покрученик, остающе­ еся для нас неясным. С ним мы встречаемся в нескольких приходо-рас­ ходных книгах Николо-Корельского монастыря начала XVIII в.11 Опре­ 7 Ефименко А.Я. Артели Архангельской губернии. Ч. 2: Артели для лова рыбы / / Сборник материалов об артелях в России. Вып. 2. СПб., 1874. С. 5. 8 Там же. С. 5-6. 9 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 157. Л. 7 об.; Д. 218. Л. 31 об. 10 Архив СПбИИ РАН. Ф. 255. Оп. 2. Д. 20. Л. 2. 11 Это книги казначеев Феоктиста (1703-1706 гг.) и Иоасафа (1707 г.). См.: ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 1193. Л. 20 об.; Д. 1231. Л. 73 об.; Д. 1241. Л. 7, 64 об., 65 об., 86; Д. 1269. Л. 48; Оп. 2. Д. 9. Л. 7 об.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz