Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

Инфраструктура промысловой колонизации 203 в дореволюционной и советской историографии. Конструктивной особен­ ностью коча была округлость бортов, позволявшая судну быть вытолкну­ тым на поверхность при сжатии льдами265. М. И. Белов выделял два типа кочей: предназначенные для каботажного плавания в Мангазею; ходив­ шие в Арктику к архипелагам Шпицберген и Новая Земля266. Проведенные в 1970-1990-е гг. археологические исследования Мангазеи и поморских ста­ нов Шпицбергена позволили выявить остатки этих судов. Некоторые выводы М. И. Белова о конструктивных особенностях кочей и периоде их использования позже были подвергнуты критике267. О. В. Ов­ сянников и М. Э. Ясински считают, что со второй половины XVIII в. почти прекращается использование коча для арктических плаваний268. П. А. Ф и ­ лин в документах Якутской приказной избы выявил богатый пласт инфор­ мации, касающейся сибирских кочей. Исследователь пришел к выводу, что новоземельские кочи были более широкими, чем сибирские, и что эта раз­ ница диктовалась условиями хода в полярных льдах Баренцева и Карского 269 морей269. Строительством кочей занимались крестьяне Пинеги —одного из рай­ онов Русского Севера, активно участвовавшего в новоземельском промы- сле270. Так, в 1695 г. по заказу архиепископа Афанасия (Любимова) коч по­ строил крестьянин Волока Пинежского Е. Т. Тарасовых271. Красногорский Богородицкий монастырь заказывал кочи мастерам Г. С. Кутьину из Перемского стана Кеврольского уезда272, К. Ларионову и Д. Л. Ковырзину из Малетино273. Происхождение корабелов К. Полови- нина, Ф. Тарасова, Л. Офонасьива, Н. Бородкина в источниках не раскры- 274 вается . Стоимость кочей разнилась. Красногорский монастырь в 1665-1690 гг. платил мастерам от 8 до 11,5 руб. Мастеру Елфимке Тарасовых, делав­ шему коч по заказу архиерейского дома, выплатили 12 руб. и три пуда (49,14 кг) трески и палтуса. Духовные организации также обеспечивали 265 Белов М.И. Указ. соч. С. 205. 266 Там же. С. 203. 267 Ясински М. Э., Овсянников О. В. Взгляд на Европейскую Арктику. Архангель­ ский Север: проблемы и источники. Т. 1. СПб., 1998. С. 341. 268 Там же. С. 355. 269 Филин П. А. Новые документы об эксплуатации кочей на северо-востоке Сиби­ ри в XVII веке / / СМ. Вып. 16. Архангельск; М., 2017. С. 9. 270 Об этом неоднократно писалось в историографии. См.: Белов М.И. Указ. соч. С. 196; Ясински М. Э , Овсянников О.В. Взгляд на Европейскую Арктику. С. 340; Фи­ лин П. А. Описание коча для новоземельских промыслов 1694 г. / / СМ. Вып. 12. Ар­ хангельск; М., 2013. С. 22-24. 271 Архив СПбИИ РАН. Кол. 11. Д. 107. Л. 117 об. —118. 272 ГААО. Ф. 309. Оп. 3. Д. 13. Л. 11; Оп. 5. Д. 5. Л. 78 об. 273 Там же. Оп. 4. Д. 4. Л. 118 об., 132; Оп. 5. Д. 16. Л. 48а, 76 об. 274 Там же. Оп. 5. Д. 5. Л. 21, 25; Д. 12. Л. 18-18 об., 19 об. —20.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz