Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
Инфраструктура промысловой колонизации 201 Обязанности лодейных приказчиков для второй половины XVII —нача ла XVIII в. раскрываются по косвенным данным, которые содержатся в при ходо-расходных книгах лодейных старцев, а также в ряде других документов: казначейских книгах, караульных росписях и др. Так, лодейные приказчики Крестного Онежского монастыря и Холмогорского архиерейского дома не сли ответственность за доставку грузов на становища Гаврилово и Веселкина Губа и в Колу, где у монастыря было подворье, а архиерейский дом с начала XVIII в. использовал для своих нужд хозяйственные помещения Троицко го Печенгского монастыря. Находясь на побережье, старцы Крестного мо настыря закупали рыбу сверх той, что добывали промышленники, платили таможенные пошлины с судов и рыбной добычи255. Старцы следили за сда чей в аренду монастырского имущества становища (бани, котлов, снастей256), погрузкой на лодью рыбы, добытой промышленниками. Во второй половине XVII в. часть рыбы доставлялась на лодье в Архангельск и реализовывалась на рынке. Вырученные от продажи деньги шли на закупку необходимых мо- 257 настырю товаров . Старцы и дети боярские вели книги промысла. Сохранилась только часть таких книг Крестного Онежского монастыря. О книгах архиерейского дома можно судить по косвенным упоминаниям. Сохранилась расходная книга сына боярского И. Сахаровского 1755 г.258 Текст другой книги, составлен ной сыном боярским Алешей Савиным, был включен в казначейскую прихо до-расходную книгу архиерейского дома 1694 г.259 Во второй четверти XVIII в. лодейные приказчики получали инструк ции, четко определявшие круг их обязанностей. Нам известны две таких инструкции, выданные старцам Николо-Корельского монастыря Исакию в 1728 г. и Арсению в 1729 г.260 Сохранилось значительно больше инструк ций лодейных приказчиков Соловецкого монастыря. Известны инструкции 1756, 1761-1763, 1782-1784, 1791 гг.261 Инструкции были официальными документами и имели типовой харак тер. В них указывался маршрут следования судов: яхта Николо-Корельского монастыря шла в становище Шубино, затем в Колу и обратно в Архангельск; лодья Соловецкого монастыря —в Кильдинское становище и обратно на Со ловки. Во многом совпадают обязанности приказчиков обоих монастырей: ответственность за выгрузку в становище грузов и последующую погрузку 255 ОР РНБ. Ф. 1283. № 22. Л. 5-6; № 25. Л. 4 -4 об.; № 26. Л. 4 об., 7 -7 об.; № 27. Л. 2 об. —3, 4-5 . 256 РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 781. Л. 3-5; Д. 888. Л. 4 об.; Д. 1095. Л. 2. 257 ОР РНБ. Ф. 1283. № 22. Л. 7 -9 об.; № 25. Л. 5 -6 об.; № 26. Л. 9-14. 258 Архив СПбИИ РАН. Ф. 255. Оп. 2. Д. 40. Л. 2 об. —3. 259 ГААО. Ф. 31. Оп. 3. Д. 20. Л. 3-6. 260 ГААО. Ф. 191. Оп. 2. Д. 125. Л. 1-4. 261 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. Д. 595. Л. 772 об. — 773; Д. 703. Л. 58-65 об.; Оп. 5. Д. 4023. Л. 10-13 об.; Д. 4028. Л. 11-15; Д. 4286. Л. 7-8; Д. 4448. Л. 7 -9 об.; Д. 5384. Л. 43-45; Д. 5291. Л. 713-713 об., 718-718 об.; Д. 5490. Л. 220-220 об.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz