Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
Инфраструктура промысловой колонизации 199 отправил на лодье двух приказных старцев —Пармена и Афанасия. В паре служили и лодейные старцы Крестного Онежского монастыря: Иларион и Сергий (1671 г.), Иоаким и Исаия (1691 г.), Калинник и Серафим (1698 г.), Калинник и Корнилий (1705 г.). Объяснить эту особенность можно тем, что на Мурманский берег отправляли две лодьи, для каждой из которых требо вался свой приказчик, как это было в 1698 г.239Аналогичная ситуация могла быть и в 1705 г. Старцы Калинник и Корнилий по окончании промысла отда ли в казну деньги, вырученные от продажи соли, а также «извозные» деньги, взятые за провоз на судне чужой клади240. Объяснить совмещение должности мурманского приказчика другими старцами мы не можем. Совместно с приказчиками-старцами нередко работали служебники — миряне, жившие в Николо-Корельском и Крестном Онежском монастырях. Так, для конца XVII в. нам известен служебник Николо-Корельского мона стыря Федор Колмогор241. На мурманский промысел Крестного монастыря во второй полови не XVII в. выходили служебники Левонтий Ежев (1659 г.), Петр Падорин (1675, 1677 гг.), Карп Еремеев (1695 г.)242, в первой четверти XVIII в. —Иро- дион (Родион) Ефимов (1709, 1715 гг.), Павел Степанов с. Тяпшин (1716 1718 гг.) и Леонтий Степанов (1716 г.)243. Служебники выполняли поруче ния, связанные с погрузкой на лодью запасов для промысла. Как и старцы, они получали деньги на расходы в период промысла. Служебникам могли давать ответственные поручения. Так, служебник Крестного монастыря Петр Падорин в 1675 г. по поручению приказчика стар ца Феодосия отвечал за транспортировку рыбы в Архангельск244. В 1729 г. яхта Николо-Корельского монастыря была вынуждена остаться на зимовку в Коле для ремонта. Служитель Агафон Иванов остался вместе с судном, сле дя за ходом ремонта, а также занимаясь наймом команды на яхту для обрат ного хода на Двину. Хозяйственная деятельность подробно отражена в пись мах Агафона Иванова архимандриту монастыря Павлу245. Если в Крестном Онежском монастыре традиция назначать приказчика из братии сохранилась до 1760-х гг., то в Николо-Корельском с конца 1730-х гг. приказчиками яхт назначали монастырских слуг и крестьян246. 239 РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 580. Л. 1 об. 240 Там же. Д. 681. Л. 15 об., 16 об. 241 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 1054. Л. 33. 242 ОР РНБ. Ф. 1283. № 27. Л. 1 об.; РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 28. Л. 22; Д. 267. Л. 17 об.; Д. 491. Л. 90. 243 РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 756. Л. 16 об.; Д. 808. Л. 68; Д. 809. Л. 17 об., 27, 53, 54; Д. 832. Л. 44; Д. 867. Л. 56 об. 244 ОР РНБ. Ф. 1283. № 27. Л. 3, 5 об. 245 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 2611. Л. 1-13 об. 246 Это Григорий Орлов (1738, 1740 гг.), Семен Давыдов (1742 г.), Степан Лябзин (1743 г.). См.: ГААО. Ф. 191. Оп. 2. Д. 185. Л. 75 об.; Д. 209а. Л. 9 об.; Д. 225. Л. 11; Д. 240. Л. 15 об.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz