Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

Инфраструктура промысловой колонизации 199 отправил на лодье двух приказных старцев —Пармена и Афанасия. В паре служили и лодейные старцы Крестного Онежского монастыря: Иларион и Сергий (1671 г.), Иоаким и Исаия (1691 г.), Калинник и Серафим (1698 г.), Калинник и Корнилий (1705 г.). Объяснить эту особенность можно тем, что на Мурманский берег отправляли две лодьи, для каждой из которых требо­ вался свой приказчик, как это было в 1698 г.239Аналогичная ситуация могла быть и в 1705 г. Старцы Калинник и Корнилий по окончании промысла отда­ ли в казну деньги, вырученные от продажи соли, а также «извозные» деньги, взятые за провоз на судне чужой клади240. Объяснить совмещение должности мурманского приказчика другими старцами мы не можем. Совместно с приказчиками-старцами нередко работали служебники — миряне, жившие в Николо-Корельском и Крестном Онежском монастырях. Так, для конца XVII в. нам известен служебник Николо-Корельского мона­ стыря Федор Колмогор241. На мурманский промысел Крестного монастыря во второй полови­ не XVII в. выходили служебники Левонтий Ежев (1659 г.), Петр Падорин (1675, 1677 гг.), Карп Еремеев (1695 г.)242, в первой четверти XVIII в. —Иро- дион (Родион) Ефимов (1709, 1715 гг.), Павел Степанов с. Тяпшин (1716­ 1718 гг.) и Леонтий Степанов (1716 г.)243. Служебники выполняли поруче­ ния, связанные с погрузкой на лодью запасов для промысла. Как и старцы, они получали деньги на расходы в период промысла. Служебникам могли давать ответственные поручения. Так, служебник Крестного монастыря Петр Падорин в 1675 г. по поручению приказчика стар­ ца Феодосия отвечал за транспортировку рыбы в Архангельск244. В 1729 г. яхта Николо-Корельского монастыря была вынуждена остаться на зимовку в Коле для ремонта. Служитель Агафон Иванов остался вместе с судном, сле­ дя за ходом ремонта, а также занимаясь наймом команды на яхту для обрат­ ного хода на Двину. Хозяйственная деятельность подробно отражена в пись­ мах Агафона Иванова архимандриту монастыря Павлу245. Если в Крестном Онежском монастыре традиция назначать приказчика из братии сохранилась до 1760-х гг., то в Николо-Корельском с конца 1730-х гг. приказчиками яхт назначали монастырских слуг и крестьян246. 239 РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 580. Л. 1 об. 240 Там же. Д. 681. Л. 15 об., 16 об. 241 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 1054. Л. 33. 242 ОР РНБ. Ф. 1283. № 27. Л. 1 об.; РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 28. Л. 22; Д. 267. Л. 17 об.; Д. 491. Л. 90. 243 РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 756. Л. 16 об.; Д. 808. Л. 68; Д. 809. Л. 17 об., 27, 53, 54; Д. 832. Л. 44; Д. 867. Л. 56 об. 244 ОР РНБ. Ф. 1283. № 27. Л. 3, 5 об. 245 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 2611. Л. 1-13 об. 246 Это Григорий Орлов (1738, 1740 гг.), Семен Давыдов (1742 г.), Степан Лябзин (1743 г.). См.: ГААО. Ф. 191. Оп. 2. Д. 185. Л. 75 об.; Д. 209а. Л. 9 об.; Д. 225. Л. 11; Д. 240. Л. 15 об.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz