Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
198 Глава 3 с вотчинами Соловецкого монастыря. Кормщик Е. Рознухин в источниках называется стрельцом. Следовательно, практика использования на промы слах служилых людей монастыря существовала уже в 1660-е гг. Для второй половины XVIII в. нам известны семь лодейных кормщи ков: Степан Дудин (1753 г.), Степан Синицын (1761 г.), Иван Меркухин (1762-1765, 1767, 1771-1772, 1774, 1776-1778 гг.), Андрей Меркухин (1770 г.), Ермолай Никитин с. (1782 г.), Иван Масельгин (1784 г.), Ники та Недорезов (1786-1787 гг.)234. О С. Дудине и С. Синицыне мы знаем, что они происходили из Шижни и Колежмы соответственно. Четверо были слугами и военнослужащими Соловецкого монастыря: И. и А. Меркухины (солдаты), И. Маселгин (солдат), Н. Недорезов (служитель), С. Синицын (отставной солдат). Использование в хозяйственной жизни военнослужащих было характер но для Соловецкого монастыря. Местный гарнизон пополнялся за счет жи телей монастыря, а сама служба была пожизненной235, поэтому участие воен ных в промыслах можно рассматривать как один из видов службы. Вопрос о гарнизоне монастыря в XVIII в. был подробно изучен А. В. Богдановой. Ею были установлены виды занятий, исключая военные, солдат местного гар низона, изучены вопросы генеалогии отдельных солдатских родов236. Так, кормщики Меркухины и Маселгины, несшие службу по Сумскому острогу, принадлежали к старинным солдатским родам гарнизона Соловецкого мо- 237 настыря . Если на кормщиках лежала ответственность за управление судном, то за административные вопросы отвечали приказчики, ходившие на мона стырских судах к становищам. Состав приказчиков в монастырях был раз личен. В Николо-Корельском и Крестном Онежском монастырях во второй половине XVII — первой трети XVIII в. приказчиками были монахи. Нам известны имена двадцати монахов-приказчиков Николо-Корельского мона стыря, тридцати одного —Крестного Онежского монастыря. Для старцев-приказчиков этих двух монастырей характерно неоднократ ное исполнение этой должности (См.: Приложение3 - 4 ) . Их жизненный путь мог оборваться на промысле, как произошло со старцем Николо-Корель- ского монастыря Иоасафом238. Известно и парное участие монахов-приказ- чиков в руководстве промыслом. Николо-Корельский монастырь в 1695 г. 234 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. Д. 283. Л. 18 об.; Д. 595. Л. 785; Д. 848. Л. 157; Оп. 5. Д. 2914. Л. 17; Д. 4023. Л. 6; Д. 4286. Л. 3 об.; Д. 4448. Л. 4; Д. 4655. Л. 14; Д. 4842. Л. 26; Д. 4951. Л. 5 об.; Д. 4996. Л. 15 об.; Д. 5050. Л. 27; Д. 5089. Л. 24 об.; Д. 5128. Л. 4а об. — 4 об.; Д. 5291. Л. 713; Д. 5384. Л. 38; Д. 5413. Л. 11 об. 235 Фруменков Г.Г. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья в XVI-XIX вв. Архангельск, 1975. С. 92-94. 236 Богданова А.В. Солдаты соловецкого гарнизона в XVIII веке / / СМ. Вып. 15. Архангельск; М., 2016. С. 63-67. 237 Там же. С. 71. 238 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 788а. Л. 10 об.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz