Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
192 Глава 3 Онежского и Кемского уездов занимались строительством таких традици онных типов судов, как лодья, шнека и кочмара204. Все они использовались на мурманском промысле. Выход крупных судов к становищам Мурмана происходил в мае —июне. Об этом свидетельствуют многие источники XV II-XV III вв., содержащие данные как о крестьянском, так и о монастырском промысле. Время выхода лодий и других крупных судов в море было приурочено к окончанию вёшне- го промысла. Суда доставляли на становища запасы продовольствия, снасти и другие припасы. Здесь они грузились рыбой вёшнего улова, которую отво зили в Архангельск и Холмогоры для реализации на местных рынках. Это, в частности, фиксируется приходо-расходными книгами Крестного Онеж ского монастыря второй половины XVII в.205 Промышленники, не обладавшие собственными судами, договаривались о доставке припасов на становища с владельцами крупных судов. Приме ром этого является деятельность промышленников из Шуерецкой волости Никиты Чиракина и Власа Ермолина, совместно владевших крупным мор ским судном —кочмарой «Святой Андрей Первозванный». В июле 1795 г. кочмара отправилась в становища Мурманского берега для доставки про довольствия и снастей к промысловому сезону 1796 г.206 Помимо запасов, предназначенных для артелей Н. Чиракина и В. Ермолина, трудившихся в становищах Щербиниха и Кеккуры, перевозились запасы и других хозяев артелей. Ими были крестьяне из поселений Поморского берега: П. С. Ласкин (Сорока), Ф. И. Смагин (Сухой Наволок), И. И. Евстратов (Сумский острог) и Е. П. Каншеев (Шижня)207. Все они дали Н. Чиракину доверенности, со гласно которым тот должен был купить в Архангельске необходимые запасы и перевезти их на Мурманский берег208. 27 июля, 8 и 13 августа 1795 г. запа сы на кочмаре были доставлены промышленникам в становища Щербиниху и Семиостровское209. Во второй половине августа —начале сентября следовал повторный поход крупных судов на побережье Баренцева моря. На этот раз лодьи брали на борт не только добычу летнего промысла, но и самих промышленников, которых доставляли к месту конечной высадки. Нередко на лодьи грузились и склад чики —промышленники, не имевшие возможности вывезти свой груз само стоятельно. Они упоминаются в приходо-расходных книгах Крестного Онеж ского и Антониево-Сийского монастырей210. О договорах между складчиками 204 ГААО. Ф. 4. Оп. 9. Д. 78. Л. 101-101 об., 104-104 об. 205 ОР РНБ. Ф. 1283. № 22. Л. 3 -4 об.; № 25. Л. 2 об. —3 об.; № 26. Л. 7 об.; № 27. Л. 3 -3 об. 206 ГААО. Ф. 51. Оп. 6. Т. 1. Д. 248. Л. 1. 207 Все селения находились на территории Повенецкого уезда. 208 ГААО. Ф. 51. Оп. 6. Т. 1. Д. 248. Л. 12-16 об. 209 Там же. Л. 30-31. 210 РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 781. Л. 5 об.; Д. 888. Л. 1 об., 2 об., 4 об.; Д. 1045. Л. 1-1 об.; Ф. 1196. Оп. 3. Д. 732. Л. 6; Д. 1015. Л. 2.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz