Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

Инфраструктура промысловой колонизации 191 197 второй — гукор, доншкот и яхту . К сожалению, нам неизвестно, какое из этих судов ходило на Мурман. Несмотря на строгость законодательства, далеко не все духовные орга­ низации его исполняли. Кандалакшский Пречистенский монастырь в 1710­ 1720-е гг. использовал соймы198. Обошел стороной царские указы и Соловец­ кий монастырь, чей крупнотоннажный флот к 1761 г. насчитывал 8 лодей199. Некоторые из них регулярно ходили на Мурманский берег200. Согласно выборочным данным, приводимым в работах В. В. Брызгалова, О. В. Овсянникова и М. Э. Ясински, со второй половины XVIII в. преоблада­ ющими типами морских судов по-прежнему оставались традиционные для Поморья лодья, сойма и кочмара201. Выводы ученых подтверждаются и ма­ териалами статистического описания мурманского промысла 1796 г. П. Ла- буткина. В таблице 28 представлено со­ отношение типов судов мурманского промысла по данным этого документа. Таким образом, традиционные помор­ ские кочмара и лодья, составляющие 53 % от общего числа, были основным видом крупнотоннажных морских судов, ходив­ ших на Мурманский берег. Нужно отме­ тить, что вывод не может быть признан абсолютным, поскольку тип 46 % судов в ведомости не указан. О лодьях как основных транспортных судах мурманского промысла заявляли в своих показаниях в Архангельское губернское правление в 1799 г. мещане и крестьяне Подвинья203. Крестьяне 197 ГААО. Ф. 1. Оп. 1. Т. 1. Д. 529н. Л. 73 об. 198 Никонов С.А. Промысловые становища Кандалакшского Пречистенского монасты­ ря на Мурманском берегу во второй половине XVI —первой трети XVIII веков / / Ученые записки ПетрГУ. Серия: Общественные и гуманитарные науки. 2010. № 7 (112). С. 21. 199 Филин П. А. Из истории судостроения Соловецкого монастыря / / СМ. Вып. 11. Архангельск; М., 2012. С. 15-20. По этой же проблеме см.: Пузырев В.П. Указ. соч. С. 24-26; Филин П. А. Судостроение Соловецкого монастыря: лодья «Преподобный Зосима». С. 28-32. 200 Это лодьи «Святый Филипп митрополит», «Преподобный Варлаам Керец- кий», «Святой Архангел Михаил». См.: Филин П. А. Из истории судостроения Соло­ вецкого монастыря. С. 16. 201 Овсянников О. В., Ясински М. Э. Западное Беломорье: из истории крестьянского судостроения Поморья первой половины XVIII в. С. 80; Брызгалов В.В., Овсянников О. В., Ясински М. Э. Европейская Арктика: морские зверобойные промыслы Выгов- ского старообрядческого общежительства в XVIII-XIX веках. С. 87-88. 202 ГААО. Ф. 51. Оп. 6. Т. 1. Д. 249. Л. 108-149. 203 Это С. Ф. Кулаков из Холмогор, А. Бушков и И. Дьяконов из Куростровской, Н. Харавов из Курейской, С. М. Негодяев из Ровдогорской волостей. См.: ГААО. Ф. 4. Оп. 9. Д. 78. Л. 74, 75, 87, 89, 91. Т а б л и ц а 2 S Соотношение типов судов мурманского промысла в 1796 г.202 Тип судна Кол-во судов В %от общего числа Кочмара 23 20 Лодья 38 33 Гладеник 1 1 Не указан 54 46 Итого: 116 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz