Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
190 Глава 3 осваивать Мурманский берег, в его распоряжении было 8 крупных судов: 6 лодий и 2 соймы188. Одна из этих лодий ежегодно отправлялась в становища Восточного Мурмана189. Холмогорский архиерейский дом до конца XVII в. ежегодно отправлял по две лодьи. В 1694 г. одна из лодий потерпела крушение в районе Трех Островов190. Несмотря на это, традиция отправлять два судна сохранилась до 1700 г. Изменения в традиции поморского судостроения происходили в период петровских реформ. С 1714 по 1719 г. выходит серия царских указов, предпи сывавших строить суда на европейский манер191. Введение новшеств вызва ло протест крестьян Соловецкого монастыря, поддержанный руководством обители. В 1730 и 1749 гг. выходят царские указы, дозволявшие крестьянам Поморья вернуться к традициям местного судостроения192. Тем не менее, принятие петровских указов о судостроении и жесткий надзор за их исполнением вынудили посадских людей и крестьян строить «новоманерные» суда. Так, уже в 1728-1729 гг. портовая таможня Архан гельска среди уходивших на мурманский промысел судов фиксирует такие типы, как яхта, гукор, буяр, доншкот193. Под новое законодательство вынуждены были подстраиваться и мона стыри. Николо-Корельский монастырь с конца 1720-х гг. начинает отправлять на мурманские промыслы яхту «Святитель Николай»194, а с 1730-х гг. —еще и гукор. Оба судна использовались до начала 1750-х гг. В 1751 г. монастырь приобрел традиционное поморское судно —кочмару —у крестьянина Верх- некойдокурской волости Марка Бушуя195. Для перевозок на Мурманский берег «новоманерные» суда использо вали Сефтренский и Антониево-Сийский монастыри: первый — гукор196, чтения памяти акад. РАН Л. В. Милова: материалы к междунар. науч. конф., 26 октя бря —1 ноября 2015 г. М., 2015. С. 368-373. 188 Богомазова А. А. Морская инфраструктура Соловецкого монастыря в XVII — начале XVIII вв. С. 368. 189 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 68. Л. 169; Д. 599. Л. 229 об.; Д. 728. Л. 71 об. 190 ГААО. Ф. 31. Оп. 3. Д. 17. Л. 2 об.; Д. 20. Л. 6. 191 Подробнее об этом см.: Пузырев В.П. Указ. соч. С. 21-26; Копытова Н. С. «Из древле как деды и отцы наши строили.»: строительство староманерных судов Соло вецким монастырем и монастырскими крестьянами в первой трети XVIII в. / / СМ. Вып. 11. Архангельск; М., 2012. С. 8-14; Брызгалов В.В., Овсянников О.В., Ясински М. Э. Беломорские щерботы: «новоманерные» суда первой половины XVIII столе тия / / Труды Архангельского центра Русского географического общества. Вып. 2. Архангельск, 2014. С. 46-66. 192 Пузырев В. П. Указ. соч. С. 23. 193 ГААО. Ф. 1. Оп. 1. Т. 1. Д. 521. Л. 5, 21; Д. 529н. Л. 13 об., 27, 63, 73 об., 91, 103. 194 Яхта была построена мастером из Ровдогорской волости крестьянином Петром Долиным в 1727 г. См.: ГААО. Ф. 1. Оп. 1. Т. 1. Д. 529н. Л. 124-125. 195 ГААО. Ф. 191. Оп. 2. Д. 325. Л. 15 об. 196 ГААО. Ф. 1. Оп. 1. Т. 1. Д. 521. Л. 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz