Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
186 Глава 3 Часовня стояла на берегу моря, на расстоянии 10 саженей (21,6 м) от ста новища. Местоположение часовни, думаем, раскрывает не только ее сакраль ное, но и практическое назначение. Известно, что существующая издавна тра диция Поморья ставить на берегу кресты была не только культовой, но имела и практический смысл: кресты выполняли функции средств навигации158. Также и часовня, возвышающаяся над берегом у моря, должна была служить опознавательным знаком для проходящих мимо кораблей. Важным представ ляется и следующее: соловецкая часовня на о-ве Кильдин —первая известная культовая постройка Мурманского берега. Строительство церквей и часо вен началось здесь только со второй половины XIX в., в период колонизации Мурмана, когда стали появляться постоянные населенные пункты159. Возведение часовни сопровождалось перестройкой старых зданий. По дан ным караульной росписи 1756 г., на становище имелась большая изба с сенями, поварней и сальником160. Все изменения, произошедшие со времени строитель ства в 1754 г., зафиксированы в караульной росписи 1761 г. По данным этого до кумента, на становище стояли большая изба, келья, два соляных, снастной, рыб ный, мучной и сальный амбары, сарай для дров, баня с предбанником. Новой постройкой была караульная изба, предназначенная для зимовки караульщи- ков161. В таком виде становище продолжало действовать и в начале 1780-х гг.162 Таким образом, на протяжении века Кильдинское становище развивалось по пути увеличения количества жилых и хозяйственных построек. Оно пред ставляло собой полноценную промысловую базу, предназначенную для продол жительного существования артели. Своими масштабами оно выделялось среди становищ других монастырей, не говоря уже о рядовых промышленниках. Становище Гаврилово Крестного Онежского монастыря находилось в районе Териберской губы163. Описание становища имеется в караульных Соловецкий летописец в полдесть (рукописная); Житие со службой в полдесть (ру кописная). В документе не указано, кому было посвящено житие, нельзя исключать, что соловецким святым. 158 Башмаков П.И. Из истории маячного дела в России / / СМ. Вып. 9. Архан гельск; М., 2010. С. 33. 159 В последней четверти XIX в. церкви и часовни возникли в следующих коло ниях и становищах Мурманского берега: Териберка (Ильинская и Грузинской Бого матери церкви), Мало-Оленье (Петра и Павла часовня), Шельпино (Петра и Павла часовня), Гаврилово (Успения Богоматери часовня), Рында (Преображения Господ ня церковь), Харловка (Пророка Божия Илии церковь), Восточная Лица (Успения Божьей Матери часовня), Семиостровское (Всемилостивого Спаса часовня). См.: Иванова А.И . О часовне, устроенной промышленниками и соловецкими монахами в колонии Восточная Лица на Мурманском берегу / / СМ. Вып. 9. Архангельск; М., 2010. С. 94-99; Бардилева Ю. П. Русская православная церковь на Кольском Севере в первой половине XX в. Мурманск, 2015. Прил. 1. С. 199, 201-202, 204. 160 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 703. Л. 77. 161 Там же. Д. 4096. Л. 63. 162 Там же. Д. 5291. Л. 704-707 об. 163 ГСКП. Т. 1. С. 27.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz