Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
Инфраструктура промысловой колонизации 185 Доставка разобранной часовни была организована в июне 1754 г. на лодье «Св. Филипп»151. Часовня была поставлена на каменном фундаменте и име ла шатровую конструкцию. Крышу украшала глава, обитая чешуей. Здание имело два окна, а над входом был образ Спаса Царя царей работы сумского солдата Федора Савина152. К часовне вел мост —дорожка, вымощенная кир- 153 пичом . Внутри часовни на восточной стороне находился иконостас из двух ря дов, включавший деисус и другие иконы154. Писать иконы было поручено тому же Федору Савину. Для этого ему были выделены монастырем кра ски и кисти155. Одна из этих икон —Богоматери Грузинской —сохранялась до начала XX в., когда она находилась в качестве храмовой иконы в однои менной церкви колонии Териберка. Икона почиталась чудотворной, и с ней было связано предание156. Посреди часовни стоял стол, на котором происходило водоосвящение. В ней хранились необходимые для богослужения предметы, священническое облачение и книги157. 151 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 3012. Л. 2-4. 152 Там же. Л. 2 -2 об., 5 об. Свою службу солдат Федор Савин начал в 1740 г. в Сумском остроге. В 1750-1760-е гг. был иконописцем иконописной палаты Со ловецкого монастыря, а также занимался обучением будущих художников. Умер между 1785 и 1790 гг. См.: Скопин В.В. Иконописцы на Соловках в XVI —середине XVIII века / / Древнерусское искусство: художественные памятники русского Севе ра. М., 1989. С. 303. Выражаю благодарность Д. А. Ермолаеву, обратившему мое вни мание на эту статью. 153 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 3012. Л. 2 об. 154 Там же. Д. 3068. Л. 2 об. —3. В деисус были включены следующие образы: Рас пятие Господне с Богоматерью и Иоанном Богословом (1), Богоматерь (2), Николай Чудотворец, Филипп митрополит Московский, Зосима, Савватий и Герман Соло вецкие чудотворцы, Иоанн и Логин Яреньгские (3), Михаил архангел (4), Гавриил архангел (5). 155 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 3012. Л. 5. 156 Согласно рапорту священника Териберской церкви Л. Сперанского, подан ному благочинному первого благочиния Александровского уезда А. Шилову, су ществовало следующее предание. После окончания одного из промысловых сезо нов, когда русские промышленники покинули становище Кильдин, сюда явились враги — «норвежцы или шведы». Ими была разрушена и сожжена церковь. Один из врагов попытался разрубить топором икону, но не смог этого сделать. В наказание за кощунство он был ослеплен Всевышним. См.: ГАМО. Ф. 17. Оп. 1. Д. 287. Л. 15. Выражаю благодарность Д. А. Ермолаеву, познакомившему меня с этим документом. Это же предание воспроизведено в разделе «Хроника» АЕВ за 1903 г., посвященном освящению престолов в церквях колонии Териберка. См.: Б. С. Ш. Освящение пре столов в Богородицкой Грузинской и Ильинской церквях Териберского прихода / / АЕВ. 1903. № 15. С. 544-545. 157 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 3068. Л. 4 -5 . В часовне хранились следующие кни ги: Псалтирь в десть (М., 1680); Требник в полдесть (М., 1677); Служба Животво рящему кресту Господню, служба Зосиме и Савватию Соловецким чудотворцам,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz