Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

Инфраструктура промысловой колонизации 185 Доставка разобранной часовни была организована в июне 1754 г. на лодье «Св. Филипп»151. Часовня была поставлена на каменном фундаменте и име­ ла шатровую конструкцию. Крышу украшала глава, обитая чешуей. Здание имело два окна, а над входом был образ Спаса Царя царей работы сумского солдата Федора Савина152. К часовне вел мост —дорожка, вымощенная кир- 153 пичом . Внутри часовни на восточной стороне находился иконостас из двух ря ­ дов, включавший деисус и другие иконы154. Писать иконы было поручено тому же Федору Савину. Для этого ему были выделены монастырем кра­ ски и кисти155. Одна из этих икон —Богоматери Грузинской —сохранялась до начала XX в., когда она находилась в качестве храмовой иконы в однои­ менной церкви колонии Териберка. Икона почиталась чудотворной, и с ней было связано предание156. Посреди часовни стоял стол, на котором происходило водоосвящение. В ней хранились необходимые для богослужения предметы, священническое облачение и книги157. 151 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 3012. Л. 2-4. 152 Там же. Л. 2 -2 об., 5 об. Свою службу солдат Федор Савин начал в 1740 г. в Сумском остроге. В 1750-1760-е гг. был иконописцем иконописной палаты Со­ ловецкого монастыря, а также занимался обучением будущих художников. Умер между 1785 и 1790 гг. См.: Скопин В.В. Иконописцы на Соловках в XVI —середине XVIII века / / Древнерусское искусство: художественные памятники русского Севе­ ра. М., 1989. С. 303. Выражаю благодарность Д. А. Ермолаеву, обратившему мое вни­ мание на эту статью. 153 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 3012. Л. 2 об. 154 Там же. Д. 3068. Л. 2 об. —3. В деисус были включены следующие образы: Рас­ пятие Господне с Богоматерью и Иоанном Богословом (1), Богоматерь (2), Николай Чудотворец, Филипп митрополит Московский, Зосима, Савватий и Герман Соло­ вецкие чудотворцы, Иоанн и Логин Яреньгские (3), Михаил архангел (4), Гавриил архангел (5). 155 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 3012. Л. 5. 156 Согласно рапорту священника Териберской церкви Л. Сперанского, подан­ ному благочинному первого благочиния Александровского уезда А. Шилову, су­ ществовало следующее предание. После окончания одного из промысловых сезо­ нов, когда русские промышленники покинули становище Кильдин, сюда явились враги — «норвежцы или шведы». Ими была разрушена и сожжена церковь. Один из врагов попытался разрубить топором икону, но не смог этого сделать. В наказание за кощунство он был ослеплен Всевышним. См.: ГАМО. Ф. 17. Оп. 1. Д. 287. Л. 15. Выражаю благодарность Д. А. Ермолаеву, познакомившему меня с этим документом. Это же предание воспроизведено в разделе «Хроника» АЕВ за 1903 г., посвященном освящению престолов в церквях колонии Териберка. См.: Б. С. Ш. Освящение пре­ столов в Богородицкой Грузинской и Ильинской церквях Териберского прихода / / АЕВ. 1903. № 15. С. 544-545. 157 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 3068. Л. 4 -5 . В часовне хранились следующие кни­ ги: Псалтирь в десть (М., 1680); Требник в полдесть (М., 1677); Служба Животво­ рящему кресту Господню, служба Зосиме и Савватию Соловецким чудотворцам,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz