Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
Инфраструктура промысловой колонизации 183 жилище Поморья и должен был создавать привычные условия для жизни вдали от дома. Единичным в рассматриваемых актах является упоминание вежи в каче стве одной из жилых построек стана, имеющееся в купчей кольских священ ников Федота Елисеева с., Власа Сисоева с. Бухрова и пономаря Самылы Киприянова с. Бани упоминаются только в двух из шести грамот. Промышленники, на чьих станах не было бань, арендовали их в других становищах. Хозяйственными постройками станов были амбары и сальники —места, где вытапливали и разливали по емкостям рыбье сало. В грамоте посадского че ловека Колы Г. В. Мокроусова упоминается лабаз, в котором «сети держат»138. Непременным атрибутом всех станов были елуи и палтухи — жерди, устанавливаемые горизонтально и вертикально, служившие для просушки снастей и установки промышленных судов. Отличительной особенностью станов крестьян, посадских людей и стрельцов было наличие совладельцев недвижимого и движимого имуще ства. Ни одна из рассматриваемых грамот не содержит примеров единолич ного владения имуществом. Затраты, требовавшиеся на доставку строитель ных материалов для изб и хозяйственных построек, были не под силу одному участнику промысла. В отличие от светских участников промысла, монастыри и Холмогор ский архиерейский дом выступали как самостоятельные владельцы станов. Основным источником, раскрывающим устройство станов, служат карауль ные росписи, составлявшиеся по окончании промысла при передаче имуще ства караульщикам, которые стерегли его до прихода артели в следующий промысловый сезон. Чаще всего караульщиками были саамы погостов Коль ского уезда. Нами было выявлено более десятка караульных росписей, отно сящихся к XVIII в. Для более раннего периода такие источники неизвестны. Основной промысловой базой Николо-Корельского монастыря было становище Шубино, находившееся к востоку от р. Рынды (восточное побе режье Мурманского берега)139. Внешний облик становища реконструирует ся на основе караульных росписей и переписной тетради 1729 г. приказчи ка мурманского промысла старца Арсения. В комплекс стана входили жилая изба с сенями и поварней, баня, скея, амбар, в котором хранились съестные припасы140. На момент составления описи становища в 1729 г. все построй ки были в ветхом состоянии141. В 1740-е гг. они обновляются: ставятся новые амбар и скея, новым тесом покрываются поварня и баня142. 138 РГАДА. Ф. 141. Оп. 7. 1697 г. Д. 211. Л. 13. Словарь русского языка XI-XVII вв. фиксирует два значения слова лабаз: разновидность амбара; крытый навес, служив ший для хранения припасов. См.: Сл. РЯ XI-XVII вв. Вып. 8. С. 156. 139 ГСКП. Т. 1. С. 111. 140 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 1104. Л. 1 об. 141 Там же. 142 Там же. Д. 2182. Л. 1; Д. 2304. Л. 6; Оп. 2. Д. 334. Л. 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz