Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

Инфраструктура промысловой колонизации 183 жилище Поморья и должен был создавать привычные условия для жизни вдали от дома. Единичным в рассматриваемых актах является упоминание вежи в каче­ стве одной из жилых построек стана, имеющееся в купчей кольских священ­ ников Федота Елисеева с., Власа Сисоева с. Бухрова и пономаря Самылы Киприянова с. Бани упоминаются только в двух из шести грамот. Промышленники, на чьих станах не было бань, арендовали их в других становищах. Хозяйственными постройками станов были амбары и сальники —места, где вытапливали и разливали по емкостям рыбье сало. В грамоте посадского че­ ловека Колы Г. В. Мокроусова упоминается лабаз, в котором «сети держат»138. Непременным атрибутом всех станов были елуи и палтухи — жерди, устанавливаемые горизонтально и вертикально, служившие для просушки снастей и установки промышленных судов. Отличительной особенностью станов крестьян, посадских людей и стрельцов было наличие совладельцев недвижимого и движимого имуще­ ства. Ни одна из рассматриваемых грамот не содержит примеров единолич­ ного владения имуществом. Затраты, требовавшиеся на доставку строитель­ ных материалов для изб и хозяйственных построек, были не под силу одному участнику промысла. В отличие от светских участников промысла, монастыри и Холмогор­ ский архиерейский дом выступали как самостоятельные владельцы станов. Основным источником, раскрывающим устройство станов, служат карауль­ ные росписи, составлявшиеся по окончании промысла при передаче имуще­ ства караульщикам, которые стерегли его до прихода артели в следующий промысловый сезон. Чаще всего караульщиками были саамы погостов Коль­ ского уезда. Нами было выявлено более десятка караульных росписей, отно­ сящихся к XVIII в. Для более раннего периода такие источники неизвестны. Основной промысловой базой Николо-Корельского монастыря было становище Шубино, находившееся к востоку от р. Рынды (восточное побе­ режье Мурманского берега)139. Внешний облик становища реконструирует­ ся на основе караульных росписей и переписной тетради 1729 г. приказчи­ ка мурманского промысла старца Арсения. В комплекс стана входили жилая изба с сенями и поварней, баня, скея, амбар, в котором хранились съестные припасы140. На момент составления описи становища в 1729 г. все построй­ ки были в ветхом состоянии141. В 1740-е гг. они обновляются: ставятся новые амбар и скея, новым тесом покрываются поварня и баня142. 138 РГАДА. Ф. 141. Оп. 7. 1697 г. Д. 211. Л. 13. Словарь русского языка XI-XVII вв. фиксирует два значения слова лабаз: разновидность амбара; крытый навес, служив­ ший для хранения припасов. См.: Сл. РЯ XI-XVII вв. Вып. 8. С. 156. 139 ГСКП. Т. 1. С. 111. 140 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 1104. Л. 1 об. 141 Там же. 142 Там же. Д. 2182. Л. 1; Д. 2304. Л. 6; Оп. 2. Д. 334. Л. 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz