Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

182 Глава 3 постройки (избу и сени) и хозяйственные помещения (бани, амбары и т. п.)128. Эти комплексы, по предположению исследователя, нельзя рассматривать как временное пристанище промышленников: здесь могла осуществляться разнообразная хозяйственная деятельность в течение нескольких лет. Краткие описания станов Мурманского берега встречаем в писцовой книге Кольского уезда 1608-1611 гг. Согласно этому источнику там имелись два типа построек: жилая —изба, хозяйственная —скея. В становищах Куванцы Сред­ ние и Зубово в числе хозяйственных построек упоминаются чулан и клеть. Незначительная информация о становищах содержится во вкладной кни­ ге Кандалакшского монастыря, в конце XVI —середине XVII в. получавшего вкладами доли станов от посадских людей и стрельцов Колы129. В перечнях переданного имущества встречаем все те же избы и скеи, а также вежи, сени, елуи и палтухи. Вежа —еще одно жилое строение, используемое на стано­ вищах. Этот тип жилища был заимствован русскими у коренных жителей Кольского п-ова —саамов. Вежа представляла собой коническую конструк­ цию из жердей, покрытых корой и ветвями130. Использование русскими вежи объясняется достоинствами этого типа жилища: легкостью установки, а так­ же возможностью использовать подручный материал для строительства. Более подробное описание станов крестьян, посадских людей и стрельцов отражают немногочисленные акты XV II-XV III вв. Это грамоты на имуще­ ство в становищах Западного (Поган-Наволок131, Аникиево132) и Восточного (Семь Островов133, Климково134, Териберка135, Зеленцы136) Мурмана. На всех становищах был комплекс жилых и вспомогательных построек, включав­ ший избу с сенями и поварню —место, где готовилась пища. Купчая на стан в Семи Островах посадских людей Холмогор Я. Ф. Горшкова и М. И. Пими- новых называет такие элементы конструкции избы, как курицы (деревянный крюк, служивший креплением для скатов крыши) и желоб (конструкция для стока воды). Территория вблизи стана была выложена мостками —настилом на земле, у жилого помещения были лавки —скамьи для сиденья137. Таким образом, стан посадских людей дублировал традиционное крестьянское 128 Старков В. Ф , Державин В.Л., Захаров В. Г. Указ. соч. С. 23-26. 129 Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII веках (II). С. 86, 89-90, 92, 102. 130 Лукьянченко Т. В. Материальная культура саамов (лопарей) Кольского полуо­ строва конца XIX —XX вв. М., 1971. С. 89-95; Ушаков И. Ф. Кольский Север в досо­ ветское время: ист.-краевед. слов. Мурманск, 2001. С. 38-39. 131 РГАДА. Ф. 137. Оп. 1. Кольский острог. Д. 2. Л. 131-131 об. 132 Сб. ГКЭ. Т. 2. № 166. Стб. 549-550. 133 СМИКП. № 68. С. 111-112. 134 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 3. Д. 164. Л. 1. Выражаю благодарность А. А. Богомазовой, обратившей мое внимание на эту грамоту. 135 РГАДА. Ф. 141. Оп. 7. 1697 г. Д. 211. Л. 12-13. 136 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 2004. Л. 12-12 об. 137 Сл. РЯ XI-XVII вв. Вып. 5. М., 1978. С. 84; Вып. 8. М., 1981. С. 139, 157; Вып. 9. М., 1982. С. 273.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz