Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

14 Введение северного крестьянства своеобразную альтернативу российской истории XV II-XV III вв., пошедшей по крепостническому пути21. Достижения современной науки дают возможность глубже раскрыть и проблему нашего исследования. Это касается взаимоотношений монасты­ рей и крестьянства в процессе промысловой колонизации Крайнего Севера, отнюдь не сводимых только к эксплуатации последних, но и включавших элементы взаимного сотрудничества и поддержки22. Немаловажным пред­ ставляется и выявление в артельных отношениях проявлений традиционных крестьянских институтов —общины и семьи, в системе покрута —сочетания черт уравнительного распределения доходов промысла и более высокого ма­ териального вознаграждения организаторов и руководителей (кормщиков) промысла. Существенным является и уяснение места рыболовного и зверобойного промыслов в экономике как монастырей, так и региона в целом. Для обработки информации хозяйственных документов монастырей и северных таможен были использованы базы данных, выполненные в про­ грамме Microsoft Access. Значение баз данных в исторических исследованиях уже давно признано. Опыт использования баз данных, в частности в исследо­ вании истории монастырей Урала, освещен в работах М. Ю. Нечаевой23. Для нашего исследования были составлены базы данных, включающие инфор­ мацию об участниках промысловой колонизации — организаторах промы­ сла и членах артелей (кормщиках и покручениках). Благодаря базам данных удалось выявить те тенденции в развитии промысла, которые не могут быть обнаружены при обычном качественном анализе источников. В частности, особенностей его повседневной жизни и мировосприятия. См.: Швейковская Е.Н. Русский крестьянин в доме и мире: северная деревня конца XVI —начала XVIII века. М., 2012. 21 Новохатко О.В. Земля, крестьянин и воля: Русский Север XVII века. (О новой монографии Е. Н. Швейковской) / / Российская история. 2014. № 2. С. 74-75. 22 Такая постановка вопроса, связанная с изучением взаимодействия крестьян­ ской волости и монастырской организации на Русском Севере, была представлена Т. Э. Довбыш на материалах вотчины Соловецкого монастыря XVI —начала XVII в. См.: Довбыш Т. Э. Соловецкий монастырь и черносошная крестьянская волость в XV-XVI вв. / / Феодальная Россия: Новые исследования: Сб. науч. ст. СПб., 1993. С. 25-29; Она же. Морские промыслы Соловецкого монастыря в XV-XVI вв. / / Россия. Север. Море: Тез. докл. междунар. науч. конф., посвящ. 300-летию первого приезда Петра Великого в Архангельск и основанию Соломбальской верфи (1693­ 1862 гг.) —колыбели российского флота. Ч. 1. Архангельск, 1993. С. 15-17. Объемы работы не позволили автору представить развернутую аргументацию своих взгля­ дов, ограничившись тезисным изложением. 23 Нечаева М. Ю. Уральское монашество синодального периода: опыт создания и использования просопографических баз данных / / Уральский исторический вест­ ник. 2012. № 3 (36). С. 109-115; Она же. «Послужные списки» монахов: история воз­ никновения и информационные границы / / Научный диалог. 2015. Вып. 11 (45). С .163-176.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz