Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
Инфраструктура промысловой колонизации 175 доставил их домой. В Кандалакше эти снасти были переданы другому кре стьянину (возможно, доверенному лицу монастыря) Х. О. Голодному70. Последующие действия крестьянина Харитона Голодного в источнике не раскрываются: он должен был либо доставить снасти в Кольский острог на монастырское подворье, либо передать весной идущим в Колу промыш ленникам. Второй вариант представляется наиболее вероятным. Закупки снастей монастырскими казначеями фиксируются и для 1697/98-1701 гг.71 Приходо-расходные книги не раскрывают, в каком ме сте покупались веревки-подольники, прядено и уды. Нельзя исключать, что часть снастей также закупалась в Архангельске. Крестный Онежский монастырь во второй половине XVII в. покупал снасти на Холмогорах, реже —в Архангельске и Мондинской волости Под- винья72. Покупка уд к ярусу на Холмогорах поручалась приказным старцам73, лодейным кормщикам74, монастырским работникам и служкам75, а также до веренным лицам76. По источникам не прослеживается наличие постоянных связей монастыря с кем-либо из холмогорских мастеров. Если на Холмогоры для покупки снастей отправлялись специально по сланные люди, то аналогичными закупками в Архангельске занимались ло- дейные старцы мурманского промысла, доставлявшие на местный рынок рыбу. Вырученные от продажи деньги шли на покупку различных товаров, в том числе и промысловых снастей. Такими покупками в 1673-1675 гг. был занят лодейный старец Феодосий. Купленные в Архангельске рыболовные снасти при подходящем случае отправлялись в близкие к промыслу места. Так, в 1675 г. снасти были отданы на лодью Кандалакшского Пречистенского монастыря77, отправлявшуюся с Двины домой. В следующий промысловый сезон доставленные в Кандалакшу снасти, по всей видимости, должны были забрать идущие в Кольский острог монастырские промышленники. Закупка снастей на Холмогорах была основным способом подготовки к промыслу и у архиерейского дома. Здесь закупались веревочные снасти и уды. Продавцами были посадские люди и стрельцы города. С некоторыми из них, по всей видимости, существовали продолжительные деловые контак ты. Так, уды для архиерейского промысла в 1692 и 1695-1696 гг. производил стрелец Якушка Прудов (Прядов)78. В некоторых случаях прослеживается 70 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 599. Л. 118-118 об. 71 Там же. Д. 662. Л. 5; Д. 728. Л. 11 об., 54 об., 73 об., 93 об. 72 РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 491. Л. 84. 73 ОР РНБ. Ф. 1283. № 15. Л. 9. 74 РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 40. Л. 33-33 об. 75 Там же. Л. 112; Д. 165. Л. 90 об. — 91; Д. 192. Л. 40; Д. 433. Л. 14 об.; Д. 485. Л. 11 об. — 12, 63. 76 Там же. Д. 88. Л. 91 об.; Д. 90. Л. 157. 77 ОР РНБ. Ф. 1283. № 27. Л. 7. 78 Архив СПбИИ РАН. Кол. 11. Оп. 1. Д. 107. Л. 122-122 об.; Д. 108. Л. 56; ГААО. Ф. 31. Оп. 3. Д. 10. Л. 67 об.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz