Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
172 Глава 3 Приказчики Сумской службы также организовывали погрузку на ло- дьи припасов для доставки в монастырские усолья. Обычно монастырские суда уходили на Мурманский берег с самого Соловецкого о-ва, но известны исключения. Так, в 1671-1673 гг. лодья на Мурман отправлялась из Сумско го острога, а не с Соловков51. Вероятно, это было вызвано обстоятельства ми соловецкой осады: в условиях блокады монастыря осуществить отправку судна с острова было затруднительно. Исключительным для деятельности Сумской службы является случай расчета приказчика с артелью по окончании промысла. Такой расчет был произведен 17 ноября 1670 г. приказчиком Иоилем52. Особенностью в организации промысла Холмогорским архиерейским домом было привлечение приписных монастырей —Спасо-Новоприлуцко- го (Козьеручьевского) и Троицкого Печенгского. Первый из них имел свой промысел на Мурманском берегу, с созданием Холмогорской епархии пе реданный архиерейскому дому. Основанием для передачи стал перевод мо настыря в разряд приписных в 1682 г.53 Вёшняя артель монастыря в конце XVII в. ходила на промысел совместно с архиерейскими мурманскими ар телями. Роль монастыря не сводилась только к передаче становища и по сылке артели на Мурманский берег. Из документов 1750-х гг. следует, что игуменом Спасо-Новоприлуцкого монастыря Петром прилагались админи стративные усилия для организации промысла. В доношении архиепископу Варсонофию от февраля 1756 г. игумен сообщал, что «приговорил» артель к походу на промысел. Приказчик артели Афанасий был монахом этого же монастыря54. В сентябре 1757 г. игумен Петр подал рапорт о доходах промы сла55. В августе 1755 г. была принята на стоянку яхта «Санкт-Трифон Пе- ченгской», не способная идти по «малой воде» Двины к Архангельску56. Печенгский монастырь был приписан к архиерейскому дому в 1701 г.57 К этому времени монастырь уже около 150 лет вел промысел на побере жье Баренцева моря. В организации архиерейского промысла использова лись хозяйственные постройки монастыря для хранения снастей и запасов58. 51 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 68. Л. 112, 150, 164. 52 Там же. Д. 68. Л. 95 об. —96. 53 Санакина Т.А. Спасский Новоприлуцкий Козьеручьевский монастырь / / Ар хангельская старина. 2014. № 1. С. 18. 54 Архив СПбИИ РАН. Ф. 255. Оп. 2. Д. 46. Л. 1-2 об. 55 Там же. Д. 43. Л. 1-1 об. 56 Там же. Д. 39. Л. 1-1 об. Спасо-Новоприлуцкий монастырь находился в 57 км от Архангельска. См.: Санакина Т.А. Спасский Новоприлуцкий Козьеручьевский мо настырь. С. 18. 57 Сб. ГКЭ. Т. 2. № 171. Стб. 557-559. 58 Так, в октябре 1710 г. в Колу был отправлен архиерейский карбас, груженный снастями к новому промысловому сезону. Согласно распоряжению архиеписко па Рафаила, игумен Печенгского монастыря Измаил должен был до прихода про мышленников хранить его «пристойно». См.: ГААО. Ф. 1025. Оп. 3. Д. 82. Л. 77.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz