Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
168 Глава 3 Две выделенные функции собора —выдача средств на нужды промысла и расчет с промышленниками —хорошо прослеживаются в источниках кон ца XVII —начала XVIII в. Во второй половине XVIII в. при сохранении этих функций новым в деятельности собора становится бюрократизация. Доку менты 1750-1790-х гг. показывают, что рассмотрение всех дел, касающих ся мурманского промысла, происходило в соборной келье монастыря и при участии архимандрита. Здесь слушались дела о приеме добытой рыбы и рас пределении доходов от улова между монастырем и артелью18, монастырские слуги отчитывались о состоянии дел на промысле, расходе денежных средств и натуральных припасов19. Контроль со стороны монастырской администра ции был всесторонним и касался даже таких прозаических вещей, как потеря снастей во время промысла20. Отправка на Мурманский берег артели весной и монастырских лодей летом оформлялась указами архимандрита и собора Соловецкого монастыря21. Роль конкретных руководителей монастыря в организации промысла сводилась к тому же, чем занимались соборы. Так, личным распоряжением келаря Игнатия в июне 1680 г. служке Стефану Матфееву были выданы деньги на мурманскую лодью22. В сентябре 1682 г. тот же келарь произ вел расчет с мурманскими промышленниками23, а казначей Арсений взял деньги по кабале на мурманском кормщике В. А. Тячкунове24. Подобная практика встречается и во второй половине XVIII в. По личному распо ряжению архимандрита Досифея в 1762 г. были выданы деньги взаем про мышленникам из Сумского острога, Кеми, Шуи и Сороки25, в марте пе ред началом промысла —мурманскому слуге Ивану Собачкину и пищику Ивану Рогуеву26. Отдельное место в организации промысла отводилось территориальным и вотчинным службам монастырей и Холмогорского архиерейского дома. Для Николо-Корельского монастыря большую роль играла территориальная служба в Холмогорах. Главной обязанностью приказчиков было обеспече ние отправки лодей с грузами на побережье Баренцева моря27. Для доставки 18 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 3008. Л. 8-10; Д. 3144. Л. 17-19 об.; Д. 4028. Л. 10-11; Д. 4280. Л. 13-14 об.; Д. 4475. Л. 1-2; Д. 4655. Л. 11-12. 19 Там же. Д. 4028. Л. 5 -5 об.; Д. 4287. Л. 24-28. 20 Там же. Д. 4280. Л. 12-12 об. 21 Там же. Оп. 2. Д. 703. Л. 55-56 об; Оп. 5. Д. 3015. Л. 2 -2 об.; Д. 4023. Л. 6; Д. 4028. Л. 2-3 , 5 -5 об.; Д. 4286. Л. 2; Д. 4448. Л. 2. 22 Там же. Оп. 1. Д. 599. Л. 105 об. 23 Там же. Л. 169. 24 Там же. Л. 36. 25 Там же. Оп. 5. Д. 4284. Л. 1-2. 26 Там же. Д. 3144. Л. 8. 27 ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 400. Л. 13 об.; Д. 776. Л. 3; Д. 781. Л. 13 об.; Д. 796. Л. 9; Д. 813. Л. 7; Д. 829. Л. 7; Д. 844. Л. 9; Д. 977. Л. 20 об.; Д. 1002. Л. 8 об.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz