Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
166 Глава 3 ся на Мурман промышленников мог выступить близкий родственник. Так, в марте 1739 г. шуерецкий крестьянин Артемий Афанасьев дал письмен ное поручение за троих сыновей, отправившихся «для мурманского рыбно го промысла и к городу Архангелскому», что за ними нет недоимок и они не подлежат рекрутскому набору. В случае выявления каких-либо проблем ответственность за сыновей возлагалась на отца8. Отправившиеся из волости на промысел крестьяне не обязательно сразу шли на Мурманский берег. Нередко они уходили в другие волости, где на нимались к хозяину на промысел и только затем отправлялись в путь. Так было с крестьянами Подпорожской и Верхнемудьюжской волостей Карго- польского уезда Галактионом Савиновых, Семеном Кузнецовым и Фадеем Тимофеевым, отправившимися в Кемь наниматься на промысел к крестья нину Михаилу Чайкину в апреле 1751 г.9 Планирование промысла в духовных организациях Поморья носило цен трализованный характер и тщательно документировалось. Ведущую роль здесь играло монастырское руководство. В Николо-Корельском монастыре через казначеев осуществлялись все финансовые операции, связанные с про мыслом и фиксировавшиеся в приходо-расходных книгах: выдача средств на содержание артели и ведение промысла, закупку снастей, ремонт судна и т. п. Казначеи же по окончании промысла осуществляли покупку рыбы у промышленников и производили вычеты из покрута за данные монасты рем денежные ссуды и натуральные дачи. Казначей, как об этом можно су дить по данным приходо-расходной книги казначея старца Макария 1719 1720 гг., выступал ответственным лицом при заключении договора с артелью, отправлявшейся на Мурманский берег10. Если казначеи отвечали за денежную сторону организации промысла, то келари — за натуральное снабжение. Должность келаря появилась в мона стыре в начале 1680-х гг. С этого времени келари наряду с казначеями за нимались организацией хозяйственной жизни обители. Они отправляли на промысел натуральные припасы для содержания артели, принимали по ступившую с промысла рыбу, приходящуюся на долю монастыря. Прихо до-расходная книга келаря Филотера 1697 г. является уникальным свиде тельством того, как происходил раздел общей добычи между монастырем и артелью11. При этом строгого разграничения финансовой и натуральной сторон управления между казначеями и келарями не было. Все тот же келарь Фи- лотер не только осуществил раздел рыбной добычи, но и произвел выплату 8 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. Д. 1849. Л. 151. 9 Там же. Д. 883. Л. 165. 10 В источнике указывается, что выдача артели денег была произведена «по дого ворному зговорному писму». См.: ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 1508. Л. 52. 11 Подробнее об этом см.: Никонов С.А. Покрут промышленных людей на мур манский рыбный промысел Николо-Корельского монастыря во второй половине XVII века / / Ученые записки ПетрГУ. 2013. № 7 -1 (136). С. 20-21.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz