Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

156 Глава 2 промысла моржа238. На Печору вели возникшие еще в эпоху Средневековья тракты, отправными точками которых были Мезень, Пинега, Усть-Цильма239. Действовал и морской ход на Новую Землю. Согласно В. Ф. Старкову, путь шел из устья р. Кулой в сторону Канина Носа, а далее открытым мо­ рем к архипелагу240. Промысел в XV I-XV III в. велся на о-ве Южном. Дальше на север поморы, как правило, не ходили241. Промысловая колонизация архипелага духовными организациями По­ морья началась значительно позже его освоения крестьянами и посадскими людьми. В освоении Новой Земли принимали участие Николо-Корельский и Красногорский Богородицкий монастыри, Холмогорский архиерейский дом. По всей видимости, первым отправлять артели на моржовый промысел стал Красногорский Богородицкий монастырь. Этому могло способствовать географическое положение монастыря, находившегося на Пинеге —районе, выходцы из которого участвовали в промысле на Новой Земле. Начало про­ мысловой деятельности монастыря относится к середине XVII в. На это ука­ зывает грамота царя Алексея Михайловича двинскому окольничему и воеводе Б. И. Пушкину от 1февраля 1653 г., предписывавшая не взимать дополнитель­ ные таможенные пошлины в Архангельске и Мезени с монастырских артелей «рыбного, и звериного, и салного промыслу». В грамоте сообщается, что в лет­ нее время монастырь отправлял на морской звериный промысел два коча242. Приходо-расходные книги Красногорского монастыря фиксируют его учас­ тие в новоземельском промысле с 1665 г. Казначейские книги за более ранний период не выявлены. Сохранившаяся хозяйственная документация позволяет проследить участие монастыря в промысле за период с 1665 по 1695 г., прав­ да, с некоторыми хронологическими лакунами. В 1700 г. два коча, отправлен­ ных Красногорским монастырем на Новую Землю, были затерты льдами, что вынудило промышленников зимовать на архипелаге, а на следующий год при возвращении домой один из кочей разбился у о-ва Вайгач. В результате кру­ шения погибли вся добыча и орудия промысла243. Понесенные убытки, скорее всего, не позволили монастырю восстановить новоземельский промысел. 238 «Платежница» с пустоозерских дозорных книг Василия Третьякова сына Ага- лина и подьячего Степана Федорова сына Соболева, выданная из приказа Большо­ го Прихода пустоозерскому данщику Третьяку Асеневу / / Садиков П. А. Очерки по истории опричнины. М.; Л., 1950. С. 468. 239 Окладников Н. А. Пустозерск и Пустозерье. С. 18-27. 240 Старков В. Ф. Очерки истории освоения Арктики. Т. 2: Россия и Северо-Вос­ точный проход. М., 2001. С. 30-32. 241 Белов М. И. Арктическое мореплавание с древнейших времен до середины XIX века. М., 1956. С. 56-57. 242 ГААО. Ф. 309. Оп. 2. Д. 38. Л. 2-3. Грамота была подтверждена жалованной грамотой царей Ивана и Петра Алексеевичей Красногорскому монастырю, выданной 13 марта 1684 г. См.: Там же. Д. 67. Л. 1-6. 243 Макарий (Миролюбов Н. К; архиеп. Донской и Новочеркасский). Историческое описание Красногорского монастыря. М., 1880. С. 21.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz