Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
Этапы освоения районов Европейской Арктики и участники промысловой колонизации 137 Иван Губин — посадский человек из Холмогор, вышедший в море на сой ме153; Иван Иванов с. Кустов —посадский человек из Холмогор, вышедший в море на шнеке154. Все трое известны ведомости как промышленники, добы вавшие рыбу на становищах Семиостровском (Ф. А. Батурин), Иванов Крест и Харлово (И. Губин), Барышиха и Щербиниха (И. И. Кустов). Дополнительные сведения о промышленниках имеем для 1728 г. Архан гельская таможня контролировала выход судов на промысел. Предметом надзора являлось соответствие судов новым правилам (постройке по запад ноевропейскому образцу) и наличие «заорления» (продления срока эксплу атации) у тех судов, которые были построены по традиционным технологи ям Поморья. Таможенное ведомство, получив прошение промышленников, после проверки выдавало разрешение на выход в море. Среди имен владель цев судов, отправлявшихся на Мурман, встречаются и те, что известны ве домости 1706-1728 гг. Это Иван Андреев с. Звягин —посадский человек из Архангельска, отправивший в 1728 г. 2 «новоманирных» судна —буяр «Ле бедь» и яхту «Святитель Николай». По данным ведомости, он вел промы сел пятью судами на становище Рында155. Другие промышленники —Фома Копырин (Копыриных) из Троицкого Ухтострова, Алексей Корелских из Вождормы, Иван Марков из Кехты и Иван Тяпрянгин156—вышли в море на традиционных поморских судах —соймах и карбасе157. Они вели промы сел в становищах Трясчина Губа (Ф. Копырин), Харлово (А. Корелских), Шубино (И. Марков) и Поршниха (И. Тяпрянгин). При этом масштабы про мысла были небольшими: трое организаторов вывели на промысел два судна, один —одно158. Таким образом, данные документов государственных ведомств Архан гельска показывают, что некоторые организаторы промысла имели собствен ные мореходные суда, доставлявшие снасти, различные материалы и продук ты в становища и вывозившие добытую рыбу. 2.3.3. Состав мурманских промышленников во второй трети XVIII в. Основным источником для реконструкции состава и численности про мышленников является ведомость портовой таможни Архангельска за 1735 1739, 1742 гг. В ведомость внесены только промышленники, доставлявшие добытую рыбу в Архангельск для продажи оптом и в розницу. Таким обра зом, источник фиксирует не всех промышленников, а только тех, кто само стоятельно сбывал продукцию. Эти промышленники являлись организа торами и руководителями артелей. Нельзя исключать того, что в данных 153 РГАДА. Ф. 141. Оп. 8. Д. 237. Л. 1. 154 Там же. Д. 268. Л. 1. 155 ГААО. Ф. 1. Оп. 1. Т. 1. Д. 149. Л. 208 об.; Д. 529н. Л. 63, 103. 156 Происхождение в источнике не указано. 157 ГААО. Ф. 1. Оп. 1. Т. 1. Д. 529н. Л. 18, 21, 24, 100. 158 Там же. Д. 149. Л. 208-209.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz