Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
128 Глава 2 промышленников на Мурманский берег носит характерное наименование: «Отпуск промышленых людей в домовой мурманской промысл в Спаское Новоприлуцкое становище в Виселкину Губу»119. Михайло-Архангельский монастырь также не был «новичком» в промы сле на Мурманском берегу. Так, 9 января 1682 г. монастырю царем Федором Алексеевичем была выдана жалованная грамота, освобождавшая от уплаты десятой рыбы и прочих пошлин с добычи промысла120. В первой четверти XVIII в. основной промысловой базой монастыря, помимо архиерейского становища Веселкина Губа, было становище Шельпино121. Немногочисленны данные об участии в мурманском промысле Богослов ского Сефтренского и Пертоминского Преображенского монастырей. О пер вом монастыре известно, что в 1631 г. на Мурманский берег им был отправ лен вкладчик Евсей Степанов «для рыбной ловли». Вкладчик промышлял в складстве с неким хозяином — владельцем лодьи122. Подобная практика ведения промысла была известна и для Николо-Корельского монастыря. В других источниках XVII в. сведений об организации мурманского промы сла Сефтренским монастырем нами не выявлено. По данным ведомости сбо ра судовых пошлин 1706-1728 гг., монастырь вел промысел в становище Ба- рышиха на Восточном Мурмане123. Пертоминский монастырь вел промысел на Мурмане с 1691 по 1700 г. Осо бенностью организации промысла этим небольшим монастырем была коопера ция с холмогорским промышленником И. Р. Губиным, который предоставлял не только лодью для перевозки артели и транспортировки грузов к месту про мысла и обратно, но и базу ведения промысла —стан на Восточном Мурмане. Таким образом, для монастырей Поморья характерна разная степень уча стия в промысле на Мурманском берегу. Часть из них регулярно отправля ла промышленников на побережье и обзаводилась станами. Промысел этой группы монастырей продолжался на протяжении десятилетий и даже столе тий. Другие обители организовывали временный промысел, не предполагав ший прочного укоренения на Мурманском берегу. 2.3. Состав мурманских промышленников в XVII-XVIII вв. 2.3.1. Состав мурманских промышленников в XVII в. Для конца XVI —начала XVII в. мы имеем отрывочные данные источ ников о составе промышленников мурманского промысла. Так, косвен ные сведения о количестве мурманских промышленников встречаются 119 ГААО. Ф. 31. Оп. 3. Д. 227. Л. 14. 120 ГААО. Ф. 57. Оп. 2. Д. 224. Л. 1-2. 121 ГААО. Ф. 1. Оп. 1. Т. 1. Д. 149. Л. 257, 258 об. 122 ГААО. Ф. 829. Оп. 3. Д. 25. Л. 1-2. 123 Там же. Д. 149. Л. 208 об., 258 об. Становище находилось к востоку от р. Рынды.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz