Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

Этапы освоения районов Европейской Арктики и участники промысловой колонизации 1 2 7 Антониево-Сийский монастырь известен источникам в качестве участ­ ника мурманского промысла со второй половины XVII в. По материалам ак­ товых документов начала 1670-х гг., промысловой базой монастыря на побе­ режье Баренцева моря были Семь Островов (Восточный Мурман)112. Само становище находилось в Кобылинской губе о-ва Лицкого —одного из семи о-вов одноименной группы о-вов113. Кобылинское становище упоминается и в приходо-расходных книгах лодейных отпусков 1680-1690-х гг.114 Со второй четверти XVIII в. Антониево-Сийский монастырь вел промы­ сел на становище Шельпино115, получившем название по одноименной губе, расположенной к востоку от р. Вороньей на побережье Баренцева моря (Вос­ точный Мурман)116. Одним из последних духовных феодалов Поморья, включившимся в мурманский промысел, в конце XVII в. стал Холмогорский архиерейский дом. Если монастыри приобретали становища самостоятельно, то владычно­ му дому промысловые владения были пожалованы. Не позднее 1685 г. архи­ ерейскому дому царским распоряжением были пожалованы губа Веселкина и р. Порчниха с прилегающей к ним территорией117. Здесь стояли два промы­ словых становища. Промысловые владения архиерейского дома в начале XVIII в. были рас­ ширены за счет приписки к нему угодий и владений (в том числе и на Мур­ манском берегу) Кольского Печенгского монастыря. Основное владычное становище Веселкина Губа находилось в рай­ оне о-ва Большой Олений (Восточный Мурман)118. На этом станови­ ще производили промысел и приписанные к нему Спасо-Новоприлуцкий (Козьеручьевский) и Михайло-Архангельский монастыри. Ранее это ста­ новище принадлежало первому из названных монастырей. В архиерей­ ской приходо-расходной книге 1710 г. соответствующая статья об отправке 112 СМИКП. № 64, 65. С. 107-109. 113 Там же. № 67. С. 111. 114 Архив СПбИИ РАН. Ф. 5. Оп. 1. Д. 80. Л. 12; Д. 86. Л. 11 об. —12; Д. 87. Л. 5 об., 8 об.; Д. 96. Л. 4 об., 6 об., 9 об. 115 Сохранились две караульные росписи становища Шельпино 1741 и 1742 гг. См.: РГАДА. Ф. 1196. Оп. 2. Д. 1018, 1023. 116 ГСКП. Т. 1. С. 111. 117 Указа о пожаловании архиерейского дома промысловыми становищами на Мурмане нами не выявлено. На такой указ ссылается в своей челобитной 1694 г. об отводе к становищам окрестных земель первый холмогорский архиепископ Афа­ насий (Любимов). См.: РГАДА. Ф. 159. Оп. 3. Д. 4454. Л. 1. Первое свидетельство источников об участии Холмогорского архиерейского дома в промысле на Мурман­ ском берегу относится к 1685 г. См.: Верюжский В.М. Афанасий, архиепископ Хол­ могорский: Его жизнь и труды в связи с Холмогорской епархией за первые 20 лет ее существования и вообще русской церкви в конце XVII века. СПб., 1908. С. 280. 118 Никонов С.А. «Караульные росписи» монастырских промысловых становищ Мурманского берега XVIII в. как исторический источник / / VII Ушаковские чтения: Сб. науч. ст. Мурманск, 2011. С. 236.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz