Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.
Этапы освоения районов Европейской Арктики и участники промысловой колонизации 1 2 7 Антониево-Сийский монастырь известен источникам в качестве участ ника мурманского промысла со второй половины XVII в. По материалам ак товых документов начала 1670-х гг., промысловой базой монастыря на побе режье Баренцева моря были Семь Островов (Восточный Мурман)112. Само становище находилось в Кобылинской губе о-ва Лицкого —одного из семи о-вов одноименной группы о-вов113. Кобылинское становище упоминается и в приходо-расходных книгах лодейных отпусков 1680-1690-х гг.114 Со второй четверти XVIII в. Антониево-Сийский монастырь вел промы сел на становище Шельпино115, получившем название по одноименной губе, расположенной к востоку от р. Вороньей на побережье Баренцева моря (Вос точный Мурман)116. Одним из последних духовных феодалов Поморья, включившимся в мурманский промысел, в конце XVII в. стал Холмогорский архиерейский дом. Если монастыри приобретали становища самостоятельно, то владычно му дому промысловые владения были пожалованы. Не позднее 1685 г. архи ерейскому дому царским распоряжением были пожалованы губа Веселкина и р. Порчниха с прилегающей к ним территорией117. Здесь стояли два промы словых становища. Промысловые владения архиерейского дома в начале XVIII в. были рас ширены за счет приписки к нему угодий и владений (в том числе и на Мур манском берегу) Кольского Печенгского монастыря. Основное владычное становище Веселкина Губа находилось в рай оне о-ва Большой Олений (Восточный Мурман)118. На этом станови ще производили промысел и приписанные к нему Спасо-Новоприлуцкий (Козьеручьевский) и Михайло-Архангельский монастыри. Ранее это ста новище принадлежало первому из названных монастырей. В архиерей ской приходо-расходной книге 1710 г. соответствующая статья об отправке 112 СМИКП. № 64, 65. С. 107-109. 113 Там же. № 67. С. 111. 114 Архив СПбИИ РАН. Ф. 5. Оп. 1. Д. 80. Л. 12; Д. 86. Л. 11 об. —12; Д. 87. Л. 5 об., 8 об.; Д. 96. Л. 4 об., 6 об., 9 об. 115 Сохранились две караульные росписи становища Шельпино 1741 и 1742 гг. См.: РГАДА. Ф. 1196. Оп. 2. Д. 1018, 1023. 116 ГСКП. Т. 1. С. 111. 117 Указа о пожаловании архиерейского дома промысловыми становищами на Мурмане нами не выявлено. На такой указ ссылается в своей челобитной 1694 г. об отводе к становищам окрестных земель первый холмогорский архиепископ Афа насий (Любимов). См.: РГАДА. Ф. 159. Оп. 3. Д. 4454. Л. 1. Первое свидетельство источников об участии Холмогорского архиерейского дома в промысле на Мурман ском берегу относится к 1685 г. См.: Верюжский В.М. Афанасий, архиепископ Хол могорский: Его жизнь и труды в связи с Холмогорской епархией за первые 20 лет ее существования и вообще русской церкви в конце XVII века. СПб., 1908. С. 280. 118 Никонов С.А. «Караульные росписи» монастырских промысловых становищ Мурманского берега XVIII в. как исторический источник / / VII Ушаковские чтения: Сб. науч. ст. Мурманск, 2011. С. 236.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz