Никонов, С. А. Кто в море не ходил, тот Богу не маливался : промысловая колонизация Мурманского берега и Новой Земли крестьянами и монастырями Поморья в XVI-XVIII вв. / С. А. Никонов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет». - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 496 с.

Этапы освоения районов Европейской Арктики и участники промысловой колонизации 125 Челобитная архимандрита Варфоломея раскрывает причины, заставившие обитель обратиться к развитию собственных промыслов на побережье Ба­ ренцева моря98. В 1660-е гг. монастырь переживал экономический кризис, вызванный передачей части его промысловых владений Крестному Онеж­ скому монастырю. Монастырь столкнулся с нехваткой средств на приобре­ тение в Архангельске трески и палтуса, необходимых для прокормления бра­ тии. Это и подтолкнуло монастырское руководство к развитию промысла на Мурманском берегу с 1664/65 г.99 В 1665 г. от посадских людей Колы монастырь получил угодья на Вос­ точном Мурмане100. В июле 1665 г. И. Д. Москвин вкладом передал обители четверти в Териберской губе и реках Териберке и Орловке101. Угодья посту­ пили монастырю «с неводными и з гаровными месты», оборудованными для семужьей ловли. Совладельцем угодий в Териберской губе был Троицкий Печенгский монастырь102. В августе 1665 г. Л. А. Вянзин вкладом передал Со­ ловецкому монастырю р. Типуновку, которую он ранее купил у саамов Киль- динского погоста —Пантелея Сидорова с. с сыном Романом и Савелия Пав­ лова с.103 Все прибрежные реки и Териберская губа находились к востоку от о-ва Кильдин, где развивался монастырский промысел трески и палтуса. Таким образом, складывавшееся на Мурманском берегу хозяйство Соловецкого мо­ настыря имело комплексный характер, включая как прибрежный морской, так и речной лов рыбы. В 1698/99 г. монастырю было передано вкладом становище Зубово в Зу ­ бовой губе104. Здесь в конце XVII в. монастырь вел промысел105. В XVIII в. основным местом промысла Соловецкого монастыря становится Кильдин- ское становище. Практически одновременно с Соловецким монастырем свое хозяйст­ во на Мурманском берегу организует Крестный Онежский монастырь. Основанный в 1656 г. по воле патриарха Никона, этот монастырь в началь­ ный период своей истории пользовался поддержкой светской и церковной 98 Текст челобитной излагается в грамоте царя Алексея Михайловича воеводе Кольского острога И. Я. Эверлакову от 1666 г. июня 30. См.: АИ. Т. 4. № 188. С. 359. 99 Там же. 100 Эти вклады были рассмотрены в монографии А. А. Савича. См.: Савич А. А. Со­ ловецкая вотчина в XV-XVII вв. Пермь, 1927. С. 90. 101 РГАДА. Ф. 141. Оп. 7. 1697 г. Д. 211. Л. 12. Ранее эти угодья принадлежали ко- лянину Г. В. Мокроусову, который продал их И. Д. Москвину в январе 1640 г. См.: Там же. Л. 12-13. 102 Там же. Л. 12. 103 Там же. Л. 11-12. 104 Богомазова А. А. Лодейные кормщики XVI-XVII века в документах Соловец­ кого монастыря / / СМ. Вып. 14. Архангельск, 2015. С. 55. 105 Об этом сообщают приходо-расходные книги казначея старца Варсонофия. См.: ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 3. Л. 6.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz